Статья

Школа в стиле low end. Россияне влезают к 1 сентября в непосильные долги

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 30 авг - ПРАЙМ, Наталья Карнова. По данным ВЦИОМ, сбор одного ребенка в школу в этом году обошелся россиянам на 14% меньше, чем в прошлом. В среднем родители учеников летом 2017 года потратили 12 745 рублей на одного ребенка. Максимума эта сумма достигла в 2015 году, когда расходы превышали 20 тысяч рублей. Затем они начали снижаться.

Спад идет по всем позициям, кроме одежды и обуви. Так, покупка сменной обуви и школьной формы обошлась примерно в 6,4 тысячи рублей, тогда как годом ранее – в 5,9 тысяч рублей. На учебники и тетради было потрачено 1,2 тысячи рублей, а еще 1,7 тысяч рублей – на портфель и письменные принадлежности. Кроме того, в этом году снизились взносы на школьные нужды. Как правило, речь идет об охране и закупке различного оборудования для класса. В среднем, на эти цели отводится 649 рублей. 

По данным компании "Домашние деньги", собрать ребенка в школу родителям в среднем обходится в 6-15 тысяч рублей в регионах и 20-30 тысяч рублей в Москве и Санкт-Петербурге. Такие расходы далеко не всем по силам. Около 50% семей признаются, что покупка канцелярии, школьной формы и обуви отрицательно сказывается на семейном бюджете. И только 20% отметили, что оплата товаров к учебному году никак не сказалась на семейном бюджете.

В этой ситуации спрос на займы у микрофинансовых организаций (МФО) в августе вырос в 3 раза по сравнению с показателем прошлого года. Доля таких кредитов составила 6% от всех договоров. Рост связан в первую очередь с резким подорожанием всех товаров при стагнации заработной платы, пояснили "Прайм" в пресс-службе "Домашних денег". "Люди просто не в состоянии при стагнации заработной платы приобрести все необходимое к 1 сентября, учитывая, что на многие наименования цены растут быстрее, чем уровень инфляции. Растут в цене и дополнительные образовательные услуги - детские кружки, репетиторы, кроме того, там требуется своя форма, учебные пособия и т.п. Поэтому многие вынуждены обратиться в кредитные организации", - отметили в пресс-службе. 

Кроме того, в августе увеличился спрос и на другие кредиты, связанные с обучением. Спрос на займы для оплаты детского сада и обучения увеличился в 2,5 раза по сравнению с августом прошлого года. Доля таких кредитов в августе составила 5% от всех кредитов против 2% годом ранее, указывают в компании.

КТО БЕРЕТ КРЕДИТЫ?

Скорее всего, побудительные мотивы в обоих случаях отличаются, рассуждает независимый финансовый советник, к.э.н, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Саида Сулейманова. "Мы наблюдаем разные категории людей – те, кто умеет планировать, сокращают расходы, те, кто не знаком с основами финансовой грамотности, вспоминают о покупках в последний момент, когда все дорожает, и обращаются в МФО. Не стоит сбрасывать со счетов и психологические особенности – есть люди, которые хотят купить все не хуже, чем у соседа, не заботясь при этом о сведении личного финансового баланса доходов и расходов", - отметила она.

С другой стороны, все больше школ переходят на свои образовательные стандарты – требуется особая форма, пособия, меняется программа. Кроме того, все чаще в образовательный процесс включаются электронные средства – планшеты, ноутбуки. Все это требует от родителей дополнительных расходов, которые способен "переварить" далеко не каждый кошелек, рассуждает эксперт. 

"Масла в огонь" подливают и сами МФО, которые в преддверии 1 сентября активизируют маркетинговую политику, предлагая россиянам все новые и новые займы. "Под удобный момент они завлекают потребителей", - отметила Сулейманова. 

На закредитованности данная тенденция, к счастью, никак не отразится, уверены в пресс-службе "Домашних денег". Сами кредиторы в первую очередь не заинтересованы  в данном процессе, чем больше у человека кредитов, тем логичнее, что вероятность выхода на просрочку возрастает. Сейчас они довольно жестко подходят к андеррайтингу, и даже микрозайм "заигравшиеся должники" могут не получить, заключили в компании.

КАК СЭКОНОМИТЬ НА ШКОЛЬНИКЕ

Те же, кто пытается сэкономить, делают выбор в пользу более дешевых товаров, полагает Сулейманова. Люди учатся считать деньги и проводят собственные мини-исследования предложений на рынке, делая выбор в пользу подходящих с точки зрения соотношения "цена-качество" товаров. Конечно, ехать за тетрадками на 3 рубля дешевле на другой конец города неразумно, а вот экономия 200 рублей на учебном пособии уже того стоит. 

 Кроме того, надо понимать, что качество ряда товаров снижается, что обуславливает более низкую цену. Нередко производители для того же эффекта уменьшают упаковки товаров. Таким образом, можно говорить лишь о маркетинговом ходе, нежели о реальном удешевлении школьного ассортимента. 

Сулейманова не советует экономить на товарах, от которых зависит здоровье детей. К примеру, школьный рюкзак должен быть эргономичным и ортопедическим, чтобы не портилась осанка. А вот расходные  материалы, в которых велика доля маркетинговой составляющей, лучше не покупать или покупать по минимуму. Речь идет о канцтоварах с "мультяшными" персонажами, яркими рисунками и т.п. Дети, особенно в младших классах, часто ломают и теряют такие недешевые "игрушки". Стоит им объяснить, что вместо этого деньги стоит потратить на что-то более стоящее, например, планшет или ноутбук, либо просто отложить определенную сумму с тем, чтобы ребенок потом сам смог ее потратить.

Можно сэкономить и на такой дорогостоящей статье расходов, как школьная форма. Если требования школы касаются лишь цвета, выбрать бренд подешевле, а также модель, которую можно скомбинировать с другими вещами для использования в качестве повседневной одежды, добавила эксперт. Особенно актуально это для старших классов, где, как правило, требования более лояльны, если речь не идет об особо "продвинутых" гимназиях. 

Обсудить
Рекомендуем