ХЬЮСТОН, 18 сен - ПРАЙМ.Цены на бензин в США могут остаться высокими до конца года ввиду ураганов "Харви" и "Ирма". Потребителям это обойдется в миллиарды долларов, тогда как выручка некоторых НПЗ увеличится, сообщает Dow Jones со ссылкой на газету The Wall Street Journal.
Во время пика наводнений в Техасе из-за урагана "Харви" нефтеперерабатывающие мощности сократились примерно на 25%. До сих пор остаются закрытыми более 12% мощностей, причем три завода работают в режиме низкой активности, а 11 не могут возобновить операции. Через неделю после "Харви" ураган "Ирма" усугубил нехватку топлива на юго-востоке США, поскольку началась массовая эвакуация населения, в результате чего бензоколонки были опустошены.
Согласно официальным данным, на неделе 2-8 сентября сокращение хранилищ бензина оказалось самым сильным с 1990 года.
"Харви" и "Ирма" привели к сокращению производства нефтепродуктов на миллионы баррелей в день и вызвали рост цен на бензин до 2,80 доллара за галлон. Средняя цена на бензин по стране теперь примерно на 50 центов за галлон выше, чем в сентябре 2016 года.
И хотя цены на бензин в отдельных регионах начали снижаться, в других городах они останутся высокими еще несколько месяцев, отметили аналитики и экономисты. Повышение цен на бензин на 25-50 центов за галлон в следующие 60-90 дней обойдется потребителям в миллиарды долларов, согласно официальным данным.
Из-за подорожания бензина вырастет выручка многих НПЗ, даже некоторых затопленных, которые не возобновят операции еще несколько недель.
"Множество НПЗ работают на полную мощность, и они смогут извлечь более существенную выгоду", - отметил Сэнди Филден, аналитик Morningstar Inc. "Соотношение спроса и предложение совершенно четко говорит в пользу наращивания производства", - добавил он.
НПЗ на Среднем Западе работали на пределе возможностей за несколько дней до и спустя несколько дней после урагана "Харви", согласно Управлению энергетической информации (EIA).
Общего роста маржи нефтепереработки будет достаточно для того, чтобы нивелировать основные убытки от временного закрытия НПЗ, сообщили в Wall Street Journal со ссылкой на данные FactSet.
Выручка большинства НПЗ вырастет благодаря продаже топлива по более высокой цене и покупке нефти по устойчиво низким ценам. Эти факторы позволили более чем на одну треть увеличить маржу ряда НПЗ на Восточном побережье и на Среднем Западе.
Некоторые неучтенные расходы могут ударить по карману незначительного числа операторов. Подобные расходы включают ремонт затопленного оборудования или выплата штрафов за невыполнение условий контрактов по поставке, отметили аналитики. Между тем в ряде случаев договор корпоративного страхования может частично покрыть эти убытки.
Инвесторы содействовали росту стоимости акций НПЗ, ожидая увеличения прибыли. Компании PBF Energy Inc, в основной являющейся оператором НПЗ на Северо-Востоке и Среднем Западе, не пришлось сокращать перерабатывающие мощности, и цены на ее акции прибавили 26% с 21 августа, за неделю до урагана "Харви". Даже акции тех НПЗ, которые были вынуждены сократить мощности или вовсе закрыть их на время наводнений, включая Phillips 66 и Marathon Petroleum Corp, подорожали на 5-9%.
Ожидается, что корпоративная отчетность Valero Energy Corp., Phillips 66 и Marathon за 3-й квартал будет свидетельствовать о существенном росте доходов по сравнению с тем же периодом 2016 года. По оценкам аналитиков, акции Marathon, закрывшей свои НПЗ в Галвестонском заливе, подорожали более чем в два раза, отметили в FactSet.
НПЗ, на которых этой осенью планировался текущий ремонт, например в Иллинойсе, или которые обычно обеспечивают поставками только местные районы, откладывают работы, чтобы высвободить дополнительные объемы бензина, которые на баржах направляются по рекам штатов Огайо и Миссисипи в Мексиканский залив.
Ряд крупных топливных заводов в техасском Порт-Артуре работают не на полную мощность. Крупнейший в США завод, принадлежащий Saudi Arabian Oil Co., на котором ежедневно перерабатывается 600 000 баррелей нефти, работает в половину мощности, так как многие его двигатели и электроника пострадали от наводнения. Об этом говорится в обзоре Дэмиена Курвалина, управляющего директора Goldman Sachs Group Inc.
Valero пытается возобновить работу на своем заводе в Порт-Артуре, но, по мнению Goldman Sachs, попытки, возможно, увенчаются успехом лишь в конце сентября. По оценкам инвестиционного банка, нефтеперерабатывающему заводу Exxon Mobil Corp. в Бомонте, Техас, потребуется месяц на восстановление. По словам компаний, она активизируют операции.
Кроме того, проблемой является транспортировка переработанного топлива. На трубопроводе Colonial, который аналитики сравнивают с рекой Миссисипи и который ежедневно транспортирует более миллиона баррелей из Техаса примерно через десять штатов в Нью-Йорк, до сих пор наблюдаются задержки с поставкой топлива в Среднеатлантические штаты.
Снижение добычи стало поворотным моментом для США: до недавнего времени страна производила столько бензина, что его запасы в феврале достигли 30-летнего максимума, превысив 255 млн баррелей. По мнению аналитика Cowen & Co. Сэма Марголина, перебои на НПЗ и продолжающееся сокращение запасов бензина ударили по резервам США, что способствует повышению цен на топливо.
"Мы считаем, что на восстановление утраченного объема поставок может уйти весь 4-й квартал, а это продолжит оказывать инфляционное влияние на цены на бензин", - пояснил Марголин.
В минувшем десятилетии сильные штормы в некоторых случаях не смогли подорвать прибыльность НПЗ.
После того, как ураганы "Айк" и "Густав" один за другим обрушились на Мексиканский залив в 2008 году, маржа прибыли НПЗ на некоторые виды топлива выросла более чем в два раза. Valero, одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в США, сообщила, что штормы 2008 года обошлись ей примерно в 350 млн долларов в виде неполученного дохода от бизнеса, тем не менее компания отчиталась о прибыли в размере 1,15 млрд долларов.
После того, как ураган "Сэнди" в октябре 2012 года ударил по Восточному побережью, Phillips 66 пришлось закрыть свой топливный завод в Нью-Джерси. Шторм обошелся компании в 56 млн долларов до уплаты налогов, но прибыль нефтеперерабатывающего бизнеса в том квартале подскочила почти в 10 раз в годовом выражении. Цены на бензин в Нью-Йорке оставались высокими несколько месяцев. По официальным данным, в январе 2013 года в этом штате была самая высокая цена среди всех континентальных штатов страны.
Даже после возобновления работы НПЗ может потребоваться несколько дней на поставку топлива. "Когда вы закачиваете топливо в трубопровод в Хьюстоне, чтобы поставить его в Среднеатлантические штаты, топливо движется со скоростью 4 миль в час", - говорит Пейдж Андерсон из Национальной ассоциации магазинов шаговой доступности (National Association of Convenience Stores).
В Техасе остаются закрытыми сотни заправочных станций, потому что заправочные терминалы затоплены и нуждаются в замене. По словам Андерсон, во Флориде, которая потребляет 5% американского бензина, или примерно 21 млн галлонов в день, продолжается оценка ущерба, нанесенного водой и ветром, но повсеместные перебои с электроснабжением блокируют операции на многих заправках.