Статья

Трамп выбирает главу ФРС: продолжит ли регулятор придерживаться прежней политики?

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 5 окт - ПРАЙМ. Менее чем через три недели президент США Дональд Трамп планирует объявить имя нового председателя Федеральной резервной системы, поскольку полномочия текущего главы ФРС Джанет Йеллен истекают в феврале следующего года, сообщает Dow Jones со ссылкой на The Wall Street Journal.

Сообщается о шести кандидатах на должность, и выбор Трампа главным образом будет зависеть от того, доволен ли он текущей политикой ФРС или же хочет ее поменять. Двое из этих кандидатов, вероятно, продолжат придерживаться нынешнего курса, другие два кандидата, скорее всего, подвергнут денежно-кредитную политику изменениям, а оставшиеся двое пока не прояснили своих намерений.

СТОРОННИКИ СОХРАНЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КУРСА

Если Трамп доволен тем, как работает ФРС, он может просто выдвинуть Йеллен на второй срок. В период действия ее полномочий США достигли низкой безработицы и медленной (вероятно, даже слишком медленной) инфляции. Рост ВВП при этом отставал от темпов, наблюдавшихся во время предыдущих периодов экономического подъема. Компетентность Йеллен не подлежит сомнению, она является уважаемым экономистом со сформировавшимся взглядом на экономику и денежно-кредитную политику. Участники рынка понимают ее сигналы, а другие руководители ФРС ей доверяют, что крайне важно, поскольку центральный банк принимает свои решения путем консенсуса и председатель должен уметь убеждать и идти на компромисс.

Белый дом: Трамп примет решение по кандидатуре нового главы ФРС в течение трех недель

С точки зрения республиканцев, Йеллен имеет два существенных недостатка: она является демократом и убежденным сторонником усиления регулирования в финансовой сфере. Если Трампу нравится политика Йеллен, но в качестве главы ФРС необходим республиканец с более мягким подходом к регулированию, то на эту роль отлично подойдет член совета управляющих Джером Пауэлл.

Пауэлл (юрист по образованию) работал в министерстве финансов при Джордже Буше-старшем, где получил опыт антикризисного управления при банкротстве Bank of New England и скандале, который едва не привел к краху банка Salomon Brothers. Затем он работал в частном секторе и в 2012 году указом президента США Барака Обамы был назначен членом совета управляющих ФРС. В то время центральный банк возглавлял Бен Бернанке.

Назначение человека без экономического образования председателем ФРС может выглядеть столь же странным, как отсутствие юридического образования у члена Верховного суда. Тем не менее, некоторые из наиболее влиятельных лидеров ФРС были банкирами: Бенджамин Стронг (глава Федерального резервного банка Нью-Йорка в 1920-х годах) и Уильям Макчесни Мартин в 1950-х и 1960-х. Экономические историки Кристина и Дэвид Ромеры выяснили, что успех председателя в большей степени зависит не от профильного образования, а от взглядов на экономику.

Взгляды Пауэлла близки к позиции Бернанке и Йеллен, хотя он и выражал несколько большую обеспокоенность тем, что политика ФРС может спровоцировать более рискованное поведение инвесторов. В 2013 году он призвал Бернанке четко дать понять рынкам, что программа количественного смягчения рано или поздно подойдет к концу.

Отличие Пауэлла от Йеллен заключается в отношении к регулированию финансовой сферы после кризиса. По его мнению, регулирование в части торговли на собственные средства, квалификации банкиров и займов для компаний с высокой долей заемного капитала зашло слишком далеко. В этом отношении его взгляды совпадают с администрацией Трампа, включая министра финансов Стивена Мнучина.

СТОРОННИКИ ПЕРЕМЕН В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ

А если Трампу не нравится политика Йеллен и он хочет поменять курс денежно-кредитной политики? Кевин Уорш из Института Гувера уже заявил о себе как о стороннике перемен. Как и Пауэлл, он имеет юридическое образование, работал на Уолл-Стрит и при республиканском президенте (Джордже Буше-младшим), а также был управляющим, когда центральный банк возглавлял Бернанке. В отличие от Пауэлла, он является ярым критиком ФРС и "гильдии экономистов", которая, по его мнению, имеет решающее влияние в центральном банке.

Уорш выступал против программы количественного смягчения, обвинял ФРС в попытке подстроить экономику под теоретические модели и недостаточности опережающей индикации, а также в отсутствии целостной стратегии.

При этом он не дал четкого объяснения своим высказываниям и не рассказал о том, какую стратегию предпочел бы сам.

Экономист из Стэнфордского университета Джон Тейлор более подробно раскрыл свою позицию. С 2008 года он выступал против нетрадиционных мер стимулирования, применяемых ФРС, таких как количественное смягчение и нулевые процентные ставки, которые, по его мнению, усилили мешающую экономическому росту неопределенность. Он предпочел бы устанавливать уровень процентных ставок, исходя из математического правила, подобного созданному им "Правилу Тейлора".

Проблема Уорша и Тейлора заключается в том, что они считают мягкую денежно-кредитную политику причиной, а не следствием замедленного роста экономики. Такие взгляды означают стремление к повышению ставок, что может встретить сопротивление со стороны других руководителей ФРС, которых по большей части устраивает текущая политика, тогда как критика Уорша и настойчивое желание Тейлора следовать математическому правилу не находят у них понимания.

ОСТАЛЬНЫЕ КАНДИДАТЫ

В июле Трамп заявил, что одним из кандидатов на должность председателя ФРС является глава Национального экономического совета США Гэри Кон.

Кон за свою карьеру стал вторым человеком в руководстве Goldman Sachs Group Inc. и сыграл главную роль в попытках администрации Трампа ослабить регулирование финансового сектора и снизить налоги. При этом его взгляды на денежно-кредитную политику и макроэкономические проблемы практически неизвестны.

Джон Эллисон, бывший глава BB&T Corp., вовсе призвал к роспуску ФРС и возвращению к золотому стандарту. Такое развитие событий исключено, поэтому его реальные взгляды на денежно-кредитную политику тоже остаются загадкой.

Таким образом, Трампу придется выбирать между сохранением текущей политики, сменой курса или неизвестностью.

Обсудить
Рекомендуем