МОСКВА, 6 окт – ПРАЙМ. "Российская энергетическая неделя" подходит к концу: сегодня состоялось последнее пленарное заседание, в котором, в том числе, приняли участие глава Сбербанка
Что по сути происходит? (По Грефу)
На энергетическом рынке происходят глобальные структурные изменения, которые отчасти, по мнению Грефа, совершил американский предприниматель Илон Маск, запустивший электромобиль Tesla. "Tesla Model 3 – это прорыв, новый качественный прорыв, новый ценовой прорыв в электрическом автомобилестроении. Машина в переводе на ВВП на душу населения стоит столько же, сколько легендарная модель Ford Model T в начале века. А мы знаем, какой быстрый переворот произвела эта модель в мире", – привел небольшой исторический экскурс глава Сбербанка.
Бояться перемен не стоит, тем более, есть факторы, которые позволяют нефтегазовой России еще десяток лет продержаться, заверил банкир. "Конечно, нефть не исчезнет", - сказал он, добавив, что "мировой спрос на нефть продолжает расти, и это немножко всех успокаивает". Да и в ближайшие годы мы будем видеть продолжающийся рост потребления нефти, так как рынок электрических двигателей только зарождается, в то время как на двигатели внутреннего сгорания приходится 99% рынка. Меж тем, транспорт дает 57% спроса на нефть.
Греф много апеллировал к цифрам, например, в период с 1850 по 1895 год доля дерева в топливе снизилась с 90% до 33%, в период с 1910 по 1955 год доля угля в топливе сократилась с 77% до 28%. Глава крупнейшего банка РФ также привел в пример прогноз МВФ для нефти, который гласит, что в ценах 2015 года цена на нефть к 2040 году составит 15 долларов за баррель. "Цена на нефть 15 долларов – это не то, что может устроить нашу страну. Оставшиеся 20-25 лет до этой перспективы – это очень маленький срок", – сказал Греф.
Еще пять лет назад никто не мог представить, что так сильно будет падать цена на возобновляемые источники энергии. "Мы видим, что в течение 20 лет нефть может стать новым углем", - подвел безрадостный итог для углеводородов Греф.
Что делать? (по Грефу)
Нефтезаговые компании все больше становятся энергетическими, причем не государственные, а те компании, которые котируются на рынке, подмечает Греф. "Ключевой драйвер – это зеленая энергетика, и Китай становится главным инвестором", – сказал он, добавив, что в 2017-2020 годах Китай проинвестирует 360 млрд долларов на возобновляемые источники, что не может не дать соответствующего взрыва в технологиях.
"Солнечная энергетика, которая еще недавно казалась дорогой игрушкой, на сегодняшний день выровнялась в своих ценовых параметрах с традиционными источниками топлива", - заметил глава Сбербанка. В ближайшие пять лет, по прогнозам Грефа, падение цены на выработку солнечной электроэнергии составит 27%, чего нельзя сказать о традиционных источниках.
Такое детальное изучение возобновляемых источников энергии заинтересовало модератора заседания. "Если глава крупнейшего российского банка делает такое подробное исследование рынка энергетики, это не может быть просто совпадением. У вас есть амбиции стать участником какого-то нового инфраструктурного проекта?", - задалась вопросом ведущая сессии.
"Мы как банкиры постарались сделать такой срез: видим, что все ключевые мировые инвесторы либо собираются сокращать инвестиции в традиционную энергию, либо уже сократили", - ответил Греф. Но самое интересное - эти деньги не приходят в компании зеленой энергетики, что значит, "что рынок пока завис на перепутье, он уходит из традиционной энергетики, но еще не пришел в компании зеленой энергетики", сказал банкир.
Пока совокупный уровень капитализации "зеленых" компаний застыл примерно на уровне 2007 года. Возможно, пока еще можно вкладываться в традиционные компании, но уже стоит делать больше вливаний в будущее – зеленую энергетику.
"Будущее энергетики – это интернет энергии. Мы видим гигантскую возможность сращивания интернета и электроэнергетики", – громогласно заявил Греф. Поэтому, от желания банкиров мало что зависит, в сферу приходится входить, "потому что это ключевой параметр прибыльности и нашей эффективности". В противном случае, "вас ждет одинаковое будущее, если вы не научитесь быть флексибильными, подвижными и каждый день отвечать на вызовы" и окажетесь на "исторической коммерческой свалке", уверен Греф. Поэтому надо "держать ухо востро и мыслить экспоненциально", заключил банкир-глобалист.
Иностранный взгляд
Согласно подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), которое активно выступает за сокращение углеводородной зависимости в мире и увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ), суммарная установленная мощность ВИЭ в мире к концу 2022 года вырастет в 1,4 раза, или на 922 ГВт, - до 3,057 ТВт. В конце 2016 года их суммарная установленная мощность составляла 2,134 ТВт. Производство электроэнергии ВИЭ к 2022 году вырастет до 8,169 ПВт*ч с 6,012 ПВт*ч в 2016 году. Лидерами по интенсивности прироста мощности выступят США, Китай, Индия и Евросоюз.
Глава Минэнерго со своим видением
Александр Новак тоже не остался в стороне и рассказал о своем видении умной инфраструктуры в перспективе 10-20 лет и развитии зеленой энергетики, но был не столь глобально категоричен. "Мне кажется, что точно будет развиваться солнечная генерация, будет больше электромобилей. Углеводороды, на мой взгляд, останутся, но будут больше использоваться уже в качестве химической продукции для производства товаров и всего остального. Точно будет полная цифровизация, искусственный интеллект будет использовать большие массивы данных и вырабатывать более эффективные решения. Роботы будут точно через 20 лет", – сказал он.
Также, по мнению министра, через 10-20 лет будет активно развиваться беспроводная передача энергии. "Мне кажется, что розеток не будет, а будут беспроводные способы управления умными домами, сетями", — сказал он.
На вопрос о том, какой автомобиль будет у министра в будущем, Новак ответил: "Если бензиновый автомобиль будет летать, а электромобиль не будет, то я лучше выберу бензиновый".
Дискуссия главы Минэнерго и главы Сбербанка закончилась предложением второго к первому прокатиться на автомобиле Tesla, на что первый охотно согласился.