Добровольная санация. Акт первый

Читать на сайте 1prime.ru

В последние месяцы было передано под санацию две крупных кредитных организации – Открытие и Бинбанк. При этом в последнем случае речь идет о добровольной санации, так как сами владельцы обратились в ЦБ с такой просьбой. Это говорит о том, что собственник в текущий момент не может собственными силами поддерживать работу кредитной организации на должном уровне, а также продолжать оздоровление тех банков, которые были переданы ему на санацию. В такой ситуации решение регулятора выглядит логичным, ведь в случае ухудшения положения банка последствия для сектора могли бы быть серьезными, учитывая его размеры. 

В сложившихся обстоятельствах стоит отметить новый механизм санации, который был применен в этих двух случаях, и последствия его использования. Так, ранее ЦБ искал санатора, который получал кредиты для санации проблемного банка. Иногда кредиты шли не по назначению, в результате чего ситуация в проблемном банке не улучшалась.

Сейчас же механизм иной – ЦБ берет санацию банков на себя, напрямую вкачивая деньги в проблемную кредитную организацию через Фонд консолидации банковского сектора, что позволяет ей продолжить свою полноценную деятельность. Так случилось с «Открытием» и Бинбанком.

Данная санация даже не стала страховым случаем, в результате чего АСВ не пришлось нести расходы по выплатам вкладчикам данных банков. Более того, теперь риски вкладов этих кредитных организациях ниже, чем были до санации. Это же относится и к межбанковским операциям – доверие выросло.

Если ранее ходили слухи о проблемах в этих банках, то теперь, за счет поддержки регулятора, эти разговоры сошли на нет, так как ресурсов ЦБ хватит для предотвращения любой проблемы в той или иной организации. В результате, на мой взгляд, новый механизм санации предусматривает рост доверия в банковском секторе – все понимаю, что, если регулятор взял на себя тот или иной проблемный банк, его риски существенно снизились.

Что же касается «эффекта домино», на фоне санации двух крупных кредитных организаций, то, как мы видим, после того, как регулятор начал санировать Открытие и Бинбанк, дальнейшего падения банков и негативного влияния этого фактора на банковский сектор не последовало. И можно привести ситуации из прошлого, например, Пересвет или Татфондбанк, падение которых оказало негативное влияние на банковский сектор и кредитные организации, которые держали облигации этих банков.

Также не стоит говорить и о возможности кризиса в банковском секторе. Сейчас условия ведения банковского бизнеса улучшаются, снижается стоимость фондирования, что позитивно отражается на показателях банков. Да, существуют проблемы в отдельных кредитных организациях, однако именно о кризисе в секторе не стоит.

Также не приходится вести речь и о национализации банковского сектора. Представители регулятора неоднократно заявляли, что после восстановления полноценной работы кредитных организаций они будут проданы. Более того, ЦБ не хочет привлекать стратегического инвестора, а значит, скорее всего, речь будет идти о проведении IPO банков. Чтобы в рамках публичного размещения был хороший спрос, необходимо, чтобы состояние банка к тому моменту не вызывало вообще никаких сомнений.

Также для хорошего отношения со стороны инвесторов, на мой взгляд, необходимо, чтобы все выплаты по выпущенным облигациям проходили в срок – дефолт даже по субординированным долговым бумагам банков может серьезно подорвать интерес инвесторов к их ценным бумагам и сказаться на уровне спроса со стороны инвесторов в ходе IPO

Однако остается один немаловажный вопрос, увидим ли мы акт второй в пьесе о добровольной санации. Насколько сейчас регулятор готов брать на себя банки? На санацию Открытия и Бинбанка, по заявлениям представителей ЦБ, может понадобиться до 800 млрд рублей. Ведь не исключена ситуация, когда еще один из игроков придет в ЦБ и также попросит санировать его. Сколько подобных расходов готов взять на себя Фонд консолидации банковского сектора? Еще 400 – 500 млрд рублей? При этом были и заявления о том, что регулятору, при продаже санируемых банков, не удастся полностью вернуть средства, потраченные на санацию.

Понятно, что ответ на этот вопрос зависит, как от положения банка в рейтингах, так и от ситуации в самом банке. Отсюда логично предположить и то, что подобный механизм в основном будет применяться к крупным кредитным организациям.

Что же касается мелких банков, то здесь либо старый механизм, либо, при отсутствии экономической целесообразности, отзыв лицензии. Также можно сделать вывод, что АСВ, объем страховой ответственности которого на начало сентября составляет 1,71 трлн рублей, не грозит большой отток средств. Теперь Агентству в основном придется тратить средства на выплату вкладчикам мелких банков, в случае отзыва у них лицензии.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем