МОСКВА, 7 ноя - ПРАЙМ. Дополнительные расходы федерального бюджета на повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума превысят 93 миллиарда рублей ежегодно; при этом такая мера не позволит повысить производительность труда, сократить бедность населения и "обелить" заработные платы, следует из мониторинга экономической ситуации в России, подготовленного экспертами РАНХиГС и Института Гайдара.
"Расчеты показывают, что дополнительные расходы федерального бюджета на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда при повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения превысят 93 миллиарда рублей в год", - говорится в материале "Нужна ли реформа МРОТ" под авторством заместителя заведующего международной лабораторией экономики здравоохранения и его реформирования Института Гайдара, замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимира Назарова.
Так отмечает автор статьи, опыт резкого повышения МРОТ 1 января 2009 года показал, что при его увеличении в бюджетной сфере происходит выравнивание заработной платы низко- и высококвалифицированных работников.
"В выигрыше оказывается низкоквалифицированный персонал. Проблема "доведения заработной платы" вспомогательного персонала до размеров МРОТ может вызвать сокращение нормативов численности данного персонала, что далеко не всегда обоснованно", - говорится в статье.
Как отмечает Назаров, доказательством того, что МРОТ не работает как инструмент повышения производительности труда, снижения бедности и обеления заработных плат, является то, что в 35 регионах РФ, где проживает 56% населения России, региональные власти уже установили минимальную заработную плату для работников организаций небюджетной сферы и индивидуальных предпринимателей на уровне, близком или превышающем региональный прожиточный минимум.
По мнению автора, применение какого-то федерального норматива к заработной плате лишено смысла, так как в России очень разнообразны параметры регионов по условиям рынков труда, стоимости жизни или возможностям властей контролировать "теневую занятость".
Назаров в своей работе также отметил, что в сегодняшних условиях необходимо постараться избежать привязки МРОТ к прожиточному минимуму, так как эта мера может ослабить контроль за дальнейшим его повышением. Он также напомнил, что прожиточный минимум регулярно пересчитывается, а по МРОТ в настоящее время такого обязательства не существует.
"При невозможности принципиально отменить минимальный размер оплаты труда следовало бы отказаться от его индексации, постепенно двигаясь к его отмене. Как минимум было бы необходимо всячески содействовать его регионализации: на федеральном уровне принимаются методические рекомендации по установлению региональных МРОТ, при этом закладываются возможности устанавливать их на уровне ниже федерального", - заключил эксперт.