МОСКВА, 8 ноя - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Отношения России и Украины рискуют выйти на новый виток обострения - Киев может полностью разорвать дипотношения с Москвой. Как пишет "Коммерсант", такой пункт может быть включен в законопроект о реинтеграции Донбасса, который Верховная рада планирует рассмотреть во втором чтении в середине ноября. По данным газеты, поправку внес депутат от правящего "Блока Петра Порошенко" Иван Винник. Впрочем, данный вопрос лежит в компетенции кабмина, а не Рады, и ее вердикт будет носить лишь рекомендательный характер.
В Кремле на этот счет заявили, что подобное решение - суверенное дело страны, но такой шаг нанесет урон гражданам обоих государств и будет иметь негативные последствия в контексте урегулирования в Донбассе.
РИСКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫГОДЫ
Опрошенные "Прайм" эксперты выразили сомнение, что подобная инициатива будет в конечном итоге реализована. По словам президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, пока речь идет лишь о мнении одного депутата. "Насколько я знаю, оно не поддержано другими фракциями", - добавил он.
В случае реализации разрыв дипотношений стал бы серьезным ударом по политической системе – например, серьезно осложнился процесс взаимных поездок граждан обеих стран. Даже выдача виз в случае перехода на визовый режим была бы затруднена, поскольку этим занимаются консульские отделы, которые при разрыве дипотношений обычно не работают, отметил эксперт.
При этом ежегодный поток украинцев, выезжающих в РФ, составляет около 5 млн человек в год, тогда как из РФ на Украину едут не более 1,5 млн граждан. Это связано с тем, что украинский трафик включает в себя тех, кто работает в России, тогда как трудовой миграции в обратном направлении практически нет. Таким образом, с Украины вымывается и так называемый "протестный электорат" – люди, недовольные политикой властей. Фактический запрет 5 млн гражданам посещать РФ обеспечит рост протестных настроений внутри самой Украины. Вряд ли это на руку Киеву, рассуждает Абзалов.
"Для России разрыв отношений будет преодолеть, безусловно, легче, учитывая и экономическую ситуацию, и обширность территории. Пострадает в большей степени Украина и ее граждане, которые предпочитают ездить на заработки либо в ЕС, либо в ту же Россию", - считает правозащитник, юрист Александр Хуруджи. В этом случае, как было с Грузией, осуществлять выдачу виз и прочей документации может третья страна. Однако такое развитие событие крайне негативно, а его вероятность мало прогнозируема в текущих политических условиях Украины. Можно с уверенностью говорить об одном: российские власти будут предпринимать зеркальные меры, добавил он.
"Это было бы слишком обязывающее решение для Киева – пойти на такой шаг. Подобный вариант мог быть возможен в 2014 году при определенном развитии событий, однако сейчас он менее вероятен, поскольку ситуация уже более или менее спокойная", - полагает замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин.
Если принять во внимание международные позиции Украины, то разрыв дипотношений с РФ вряд ли одобрят и ее западные партнеры. Существующий на данный момент формат Минских договоренностей, конечно, неидеален, есть масса проблем, но он есть и позволяет вести переговоры. Если разрыв произойдет, то Минский формат будет гораздо сложнее реализовать, полагает эксперт.
БЕСПОЛЕЗНЫЕ САНКЦИИ
По его мнению, гораздо более вероятен сценарий ограниченных, локальных мер, как политического, так и экономического характера, негативно влияющих на отдельные предприятия и отрасли, но не на межгосударственные отношения в целом. Принимая их, Киев продемонстрирует радикалам решительность намерений, воздерживаясь от более серьезных шагов.
Характерный пример – введение министерством экономического развития и торговли Украины санкций в отношении 25 российских компаний. Как стало известно накануне, речь идет о временной приостановке осуществления их внешнеэкономической деятельности на территории Украины в 40-дневный срок с момента опубликования приказа. В санкционном перечне указаны такие компании, как "МХК "Еврохим", "Новомосковская акционерная компания "Азот", "Русагрохим" и другие, связанные с агрокомплексом и химудобрениями. Еще один санкционный список, от 30 октября, распространяет ограничения на ряд пищевых и строительных предприятий из РФ.
При этом в самих компаниях отметили недоработки составителей списка. Так, включенная в него компания специй и пищевых ингредиентов "Аромадон" (Ростов-на-Дону) не торгует с ней еще с 2015 года. "Вообще все российские компании, которые производят пищевые ингредиенты, не имеют права контактировать с Украиной", — сообщил представитель "Аромадона". Дело в том, что с 2015 года Украина запретила ввоз из России товаров, на которых они специализируются. Санкции также не отразятся на работе калининградского предприятия "Балттрейдхим", поскольку оно никогда не работало с Украиной за все время своего существования.
Вряд ли очередные санкции существенно отразятся на бизнесе остальных попавших под них компаний, равно как и на экономике РФ в целом. По данным Федеральной таможенной службы РФ, доля Украины в общем обороте внешней торговли России составляет порядка 2%.
"Большинство работающих с Украиной компаний либо уже перепрофилировались, либо параллельно нашли партнеров в РФ или в других странах, поскольку понимают, что в ближайшее время улучшения не ожидаются. Компании хеджируют риски, действуют через посредников или просто выходят из украинского бизнеса, если есть возможность", - рассуждает Абзалов.
По его мнению, с учетом этого новые санкции не станут серьезным фактором давления на РФ. Гораздо больший ущерб нанесло "выдавливание" в ручном режиме Сбербанка