МОСКВА, 15 ноя - ПРАЙМ. РЖД и "Автодор" не могут воспользоваться выделенным им финансированием ФНБ на крупные инфраструктурные проекты после изменения правил предоставления средств из фонда, пишет газета "Коммерсант".
Издание ссылается на письма "Автодора" и РЖД. Первый финансирует на средства ФНБ проект Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Второй получает деньги из ФНБ на расширение БАМа и Транссиба.
Письмо президента РЖД Олега Белозерова было адресовано вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а тогдашнего и. о. председателя правления "Автодора" Александра Целковнева - заместителю главы Минэкономразвития РФ Азеру Талыбову. При этом и "Автодор", и РЖД равно возмущаются требованием направить привлеченные деньги ФНБ на финансирование проекта в пятидневный срок.
Белозеров и Целковнев жалуются на постановление правительства, вводящее новый порядок мониторинга и контроля реализации инфраструктурных проектов, в которые инвестируются средства ФНБ или пенсионных накоплений, и их целевого использования. В РЖД и "Автодоре" ситуацию не прокомментировали, хотя источники в компаниях сообщили газете, что с конца сентября, когда письма были отправлены, проблемы так и не были устранены.
РЖД получает средства ФНБ на развитие БАМа и Транссиба, на 2017 год запланировано выделение 100 миллиардов рублей, на 2018-й - 50 миллиардов рублей. Изначально финансовая модель проекта предполагала выделение этих средств путем внесения их в уставный капитал РЖД в обмен на привилегированные акции с возвратом их из дивидендного потока по 2054 год включительно.
Но до того как выделенный в декабре 2016 года транш средств ФНБ в размере 50 миллиардов рублей поступил, вышло постановление, по которому, если средства ФНБ инвестируются в акции компании, она должна заключить соглашение с Минфином об обратном выкупе, чтобы обеспечить возвратность средств. А по закону об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, все акции РЖД ограничены в обороте и могут принадлежать только РФ. Таким образом, не изменив закон, выполнить требование невозможно, пишет газета.
Что касается "Автодора", возвратность средств ФНБ (до 150 миллиардов рублей), вложенных в ЦКАД, обеспечивается за счет того, что на эти средства банки покупают облигации "Автодора", и госкорпорация инвестирует эти деньги в качестве платы концедента, а впоследствии рассчитывается по облигациями либо за счет дохода от платы за проезд, либо, если его недостаточно, за счет госсубсидий. Как сообщает издание, соответствующее постановление признает целевым расходованием средств ФНБ только использование их для оплаты сырья, материалов, оборудования, комплектующих, работ и услуг. Но "Автодор" концедент и финансирует стройку, выплачивая деньги концессионеру, который и является заказчиком работ.