МОСКВА, 16 ноя - ПРАЙМ. Росстат обнародовал сразу два пессимистичных макроэкономических результата за октябрь. Первый касается задолженности по зарплате – за месяц она выросла на 118 млн рублей, или на 3,5%, и на 1 ноября составила 3,505 млрд рублей. Для сравнения, в сентябре, как ранее сообщало ведомство, задолженность по зарплате в РФ выросла на 1% - до 3,387 млрд рублей. В августе Показатель снизился на 2,9%.
Второй результат свидетельствует о замедлении роста промпроизводства. В октябре оно замедлило рост в годовом выражении до нулевого с 0,9% в сентябре; по итогам января-октября рост составил 1,6%, сообщил Росстат. При этом рост промышленного производства в октябре по сравнению с сентябрем составил 5,7%. С исключением сезонного и календарного факторов промпроизводство в октябре снизилось на 0,1% после спада на 0,5% месяцем ранее.
"Прайм" попросил экспертов высказать мнение о причинах происходящего. Общий спад в экономике они связали с высокой базой 4-го квартала, когда добыча нефти была на максимуме в преддверии сделки ОПЕК. Сейчас, когда добыча сократилась, мы закономерно наблюдаем снижение показателей. "В результате мы наблюдаем сокращение темпов роста ВВП. Во втором квартале было 2,5%, в третьем уже 1,8%, в четвертом может быть еще меньше", - считает замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов
ДОЛГИ НАШИ
По его словам, этим во многом обусловлены и долги по зарплатам. Надежды на бурный рост, под которые предприятия брали кредиты и нанимали персонал, не оправдались. Многие меры, которые власти проводили для ускорения роста производства, не оправдали надежд. "Так, ускорение роста производительности труда, совершенствование профессиональной подготовки кадров, модернизация мощностей не дадут ответа сразу – они рассчитаны на долговременную работу в этом направлении", - рассуждает Миронов.
Мер же, позволяющих быстро улучшить ситуацию в экономике, пока нет. В результате ускорение производства, наблюдавшееся в 1-3 кварталах, происходило в основном за счет наращивания фактора запасов – предприятия производили товары в целях восполнение запасов, истощившихся во время кризиса. Однако спрос на эту продукцию по-прежнему низкий, поскольку реальные доходы продолжают падать в годовом исчислении, инвестиционный спрос после ускорения во втором квартале тоже замедлился.
Как следствие, снижается балансовая прибыль, предприятия не получают денег, которых ждали, и начинают замораживать выплаты. При этом многие нанимали новых сотрудников в надежде на будущий рост прибыли, а теперь оказалось, что этим людям платить попросту нечем.
По мнению Миронова, не исключено, что задержки зарплат в преддверии выборов в марте 2018 года прекратятся. Губернаторам поставлена задача не допускать социального недовольства, которое может привести к протестным настроениям и снижению явки на выборах. Таким образом, власти на местах будут искать рычаги, чтобы заставить предприятия выплачивать зарплаты любой ценой. Как правило, такие выплаты идут за счет урезания инвестиционных расходов, что опять-таки приведет к снижению темпов роста промышленности и экономики в целом, резюмирует эксперт.
ПРОИЗВОДСТВО НЕ РАСТЕТ
В свою очередь, главный аналитик "Нордеа Банка" Татьяна Евдокимова отнесла к основным факторам, негативно повлиявшим на динамику промышленности, сокращение производства электроэнергии, газа и пара. "Это связано с погодными условиями: средняя температура октября 2016 года была ниже, чем октября 2017-го. Для сравнения, июнь был холоднее обычного, и мы наблюдали прирост в этом сегменте", - отметила она.
Другой фактор – два месяца подряд на нуле рост в добывающих отраслях, что, по ее мнению, связано с негативным эффектом сделки ОПЕК. Непосредственно перед сделкой компании подняли добычу до максимума, чтобы иметь возможность для сокращения, поэтому мы наблюдаем эффект высокой базы. В перспективе, если сделка ОПЕК продлится в течение 2018 года, роста в добывающих отраслях ждать не стоит, добавила она.
И, наконец, очень разочаровала обрабатывающая промышленность. В октябре она выросла всего на 0,1%, хотя рабочих дней было больше, чем в сентябре. В реальности это означает, что при отсутствии календарного фактора мы вовсе наблюдали бы спад в обработке. Если смотреть конкретно по товарам, то серьезно просело производство труб для газо-и нефтепроводов. Возможно, это связано с какими-либо изменениями по нефтепроводу "Сила Сибири", предполагает Евдокимова. "В целом складывается ощущение, что устойчивого роста в обрабатывающей промышленности нет. Удачные результаты мы видели лишь в те месяцы, когда отрасли поддерживало государство – май, июнь. Как только господдержка заканчивалась, темпы роста спускались к единице", - констатирует она.
Говоря о прогнозе роста промпроизводства по году, она отметила, что погодный фактор в ноябре-декабре может сойти на нет, поэтому появляются шансы отойти от нулевой отметки. "Но, учитывая, что поддержки от добывающей промышленности не будет, все определится обрабатывающими отраслями. А тут, исходя из динамики, лучшее, что можно ожидать – рост 1% по году, если не будет господдержки. Поэтому в целом по промпроизводству мы увидим цифры, близкие к текущим, т.е. в районе 2,5%, заключила эксперт.