МОСКВА, 28 ноя - ПРАЙМ. Недостаточный спрос на внутреннем рынке, неопределенность экономической обстановки и инфляция ограничивают рост производства в России, свидетельствуют результаты опроса руководителей крупных и средних промышленных предприятий, проведенного Центром конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ в сентябре-октябре.
Основным фактором, ограничивающим производственную деятельность крупных и средних промышленных предприятий, является проблема спроса на производимую продукцию – это констатировала половина участников опроса (49%).
Также среди антилидеров оказались следующие факторы: неопределенность экономической обстановки - 42%. "Понятно, что вряд ли возможно ждать от предприятий серьезных инвестиционных, инновационных и модернизационных инициатив, если их руководители не очень хорошо представляют себе экономическую ситуацию в стране, а таких экономических агентов, исходя из опроса, почти половина", - комментируют авторы исследования.
В лидирующую группу вошла и инфляционная составляющая, о которой заявили 40% опрошенных, а также недостаток собственных финансовых средств (36%). "Сегодня предпринимателей волнует не только текущая инфляция издержек, но и, главное, ожидаемый рост "чужих" цен на сырье, оборудование, комплектующие и др. Особенно это актуально для экономических агентов, работающих с длинным инвестиционным циклом более трех с половиной лет", - комментируют авторы исследования.
Кроме того, почти половина (47%) респондентов отметила как лимитирующий фактор рост цен на энергоресурсы, а 38% пожаловались на высокие проценты по коммерческим кредитам. При этом исследование показало, что высокий процент банковского кредита и существующий уровень налогообложения (34%) – не являются проблемами первого уровня для предприятий, несмотря на их существенное давление на бизнес.
Определенное давление на производственную деятельность промышленных предприятий оказывали и высокие транспортные расходы (28% респондентов), недобросовестная конкуренция (22%), изъяны в нормативно-правовой базе (15%) и высокая стоимость аренды помещений (13%).