МОСКВА, 6 дек - ПРАЙМ. Фавориты инвесторов, "голубые фишки", остаются мастерами в бизнес-управлении, но наибольшей эффективности в этой области добились технологические гиганты, которые во многом формируют нынешнее общество, сообщает Dow Jones со ссылкой на The Wall Street Journal.
Именно к таким выводам пришли в пилотном проекте Management Top 250. Это весьма примечательный рейтинг, в котором для анализа и сравнения результатов ведущих американских корпораций впервые были использованы идеалы и постулаты покойного бизнес-гуру Питера Друкера.
Рейтинг был оставлен Институтом Друкера, основанным в 2007 году для продвижения идеалов этого теоретика менеджмента. Management Top 250 отличается от других рейтингов "лучших" тем, что не оценивает компании по прибыли или производительности. Он основан на комплексном подходе, который изучает показатели успешности компании в пяти категориях, отражающих ключевые принципы учения Друкера: качество обслуживания клиентов, вовлеченность сотрудников и их развитие, инновации, социальная ответственность и финансовая устойчивость.
Лидирует в списке национальных бизнесов с самым эффективным управлением Amazon.com Inc. За розничным интернет-гигантом следуют Apple <AAPL> Inc. и Alphabet Inc., которые заняли 2-е и 3-е места соответственно. Технологические титаны International Business Machines Corp., Microsoft <MSFT> Corp. and Cisco Systems Inc. и многообещающая Nvidia Corp. из Кремниевой долины заняли еще четыре места в первой десятке. Кроме того, в нее вошли традиционный тяжеловес Johnson & Johnson (4-е место), гигант отрасли потребительских товаров Procter & Gamble Co. (разделил с Microsoft 6-е место) и 3M Co. (8-е место), которая выпускает стикеры Post-it и эластичные бинты Ace.
Почему же в рейтинг Management Top 250 попало так много крупнейших представителей технологической сферы, которые 30 лет назад даже не существовали?
Технологические фирмы из первой десятки показали высокие результаты во всех пяти категориях. При этом почти все они, за небольшим исключением, вошли в первые 15%-20% из более чем 600 компаний, проанализированных Институтом Друкера.
Amazon, Apple и Alphabet добились исключительных результатов в категориях "инновации" и "качество обслуживания клиентов", поскольку многие их товары – облачные платформы, смартфоны, дроны и беспилотные автомобили – меняют целые отрасли и социальное поведение.
К тому же такие технологические фирмы, как Alphabet и Microsoft, отдают значительную часть повседневной работы на аутсорсинг. Их штатные сотрудники до сих пор, как правило, получают высокие зарплаты и пользуются щедрыми льготами. Вероятно, именно таким специалистам компании обязаны высокими результатами в категории "вовлеченность сотрудников и их развитие", говорит Рик Уортзман, директор Центра социального функционирования им. К.-Х. Муна из Института Друкера. "Их сотрудники является вдохновителями инновационной экономики", – говорит он.
Попасть в первую десятку можно было и другим путем. Например, занявшая 1-е место Amazon обращает на себя внимание противоречивыми показателями. Среди огромного числа проанализированных фирм она оказалась в 20% фирм с самыми плачевными результатами в категории "социальная ответственность". Amazon давно критикуют в прессе из-за условий работы на складах. Инвесторы-активисты недовольны раскрытием информации об экологической ответственности компании. Однако своими высокими результатами в категории "инновации" она явно выделяется среди всех других фирм. Именно они обеспечили ей 1-е место.
По данным S&P Global Market Intelligence, расходы Amazon на научные исследования и разработки за 12 месяцев по конец сентября достигли 20,85 млрд долларов и превысили аналогичные показатели всех прочих американских компаний. Несмотря на свой внушительный размер, Amazon продолжает продвигаться вперед благодаря быстрым действиям и своему основному принципу – заботе о клиентах, говорит Рид Гринберг, исполнительный вице-президент по цифровым и онлайн-технологиям в аналитическо-консультационной фирме Kantar Retail.
В отличие от противоречивой Amazon, шесть крупных корпораций показали стабильно высокие результаты и вошли 15%-20% лучших во всех пяти категориях. Это Apple, Alphabet, P&G, 3M, Nike Inc. и Colgate-Palmolive Co.
Рейтинг и лежащий в его основе подход помогают подчеркнуть сильные и слабые стороны, которые при других случаях было бы трудно определить. Хотя в этом году Институт Друкера опубликовал свой рейтинг впервые, он подытожил результаты большинства компаний начиная с 2012 года, чтобы выявить потенциальные тренды. Например, Intel, которая в рейтинге этого года заняла 14-е место, в последние пять лет стабильно сдает позиции из-за неудовлетворительных показателей в категории "качество обслуживания клиентов". Производитель чипов не поспевает за мобильной революцией. Intel вышла на растущие рынки обработки данных и сделала крупные ставки на искусственный интеллект и автономные технологии вождения, но они пока не принесли плоды.
Management Top 250 также позволяет с разных сторон взглянуть на критику инвесторов-активистов, которые в последнее время осаждают таких корпоративных тяжеловесов, как P&G и General Electric Co. Обе компании заняли в рейтинге достойные места (P&G на 6-м месте, а GE – на 20-м), несмотря на давление Trian Fund Management LP, фонда Нельсона Пельтца, который настаивает на активизации роста прибыли.
P&G, в частности, оказалась среди лучших 2,5% компаний из более чем 600 проанализированных фирм в категориях "инновации" и "финансовая устойчивость", поскольку такие ее бренды, как Tide, Gillette и Tampax, доминируют на многих рынках потребительских товаров. Критика Пельтца связана с тем, что компания якобы недостаточно инновационна и позволила таким новичкам, как Dollar Shave Club, отвоевать у нее долю на рынке.
Тщательный анализ показателей P&G подтверждает, что в последние годы она действительно теряет доминирующее положение на рынке. Однако изначально ее лидерство было настолько сильно, что пока это влияние не столь ощутимо. "Да, действительно есть поводы для беспокойства", - считает Варцман, говоря о данных. Но еще из них можно узнать, что руководство P&G "великолепно управляет компаний в течение невероятно долгого времени".
Генеральный директор P&G Дэвид Тейлор утверждает, что за те два года, что он возглавляет компанию, она ускорила процесс инноваций и привлекла клиентов с помощью новых продуктов или улучшения существующих брендов.
"Камнем преткновения являются темпы прогресса – у инвестора-активиста зачастую более короткий временной интервал, чем у компании, которая заботится о многих акционерах", - говорит Тейлор. Его слова перекликаются со всеобъемлющей философией, которая и стоит за моделью Друкера. В итоге, как добавляет Тейлор, "это все же сочетание небольшого числа ключевых показателей, которые и определяют, станете ли вы победителем: продукты великолепного качества, которые удовлетворяют клиентов; стабильные технологии… и лучшие кадры, которые поддерживают все вышесказанное".