Парки, сады и дороги: каким должен стать Головинский район Москвы после реновации

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 15 дек - РИА Недвижимость. Финалисты конкурса на разработку концепций экспериментальных площадок в рамках программы реновации представили на общественных слушаниях проекты возможного развития Головинского района Москвы. Архитекторы считают, что этот столичный район в рамках программы реновации должен превратиться не только в комфортную городскую среду с инфраструктурой для жизни и отдыха, но и точку притяжения для бизнеса.

"Цель у нас не просто показать проекты, но и получить обратную связь. Мне кажется, обсуждения проходят позитивно, все довольны. Думаю, что обсуждение архитектурных проектов проходит успешно", - сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

По его словам, главная цель конкурса - это то, что власти Москвы и архитектурное сообщество серьезно подходят к планированию территории. "Мы показываем, какого качества у нас есть работы. Для массового планирования никогда ничего подобного не делалось в Москве, да и по всей России. Это важно показать, чтобы у людей не было мысли, что делается какая-то халтура и людям, кроме квадратных метров, ничего не предлагается. Мы хотели бы, чтобы люди это видели", - сказал РИА Недвижимость Кузнецов.

Он добавил, что с финалистами конкурса планируется продолжить работу на других площадках. "Все наработки пригодятся, анализ был сделан не зря", - отметил Кузнецов.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ БИЗНЕСА

Консорциум ООО "АБ Асадова", ООО "КИМ-Ш", Prospecta предлагает создать городскую среду для жизни, работы и отдыха. "Реновацию предлагается разделить на восемь этапов, чтобы не превращать весь район в тотальную стройплощадку. Все восемь этапов переселения предлагается растянуть на 15 лет. На первых этажах зданий планируется сделать общественные нежилые пространства", - рассказал Андрей Асадов.

Публичные территории должны превратиться в единый проницаемый парк, добавил он. "Мы постарались внедрить все современные методы благоустройства, убрать из дворов машины. Парковки планируется разместить в стилобатах под дворами", - отметил архитектор.

По его словам, главная идея проекта - создание стимулирующей инфраструктуры за счёт льготной аренды на первых этажах зданий. "Жителей окружает и социальная, и рекреационная инфраструктура. Мы хотели бы использовать решения, которые закладываются на 100-летний цикл жизни района", - объяснил Асадов.

Он посетовал на то, что сейчас в пределах самого участка нет достопримечательных рекреационных зон. "На наш взгляд, самым важным было создать пешеходную и велосипедную доступность к прилегающим зелёным зонам, паркам, вокзалам и водохранилищам, - считает Асадов. - Принцип застройки - это компактные кварталы, которые четко разделяют приватные и общественные пространства. Мы также постарались минимизировать негативные природные факторы, максимально свести на нет продуваемость района. Застройка позволяет избежать ощущения дворов-колодцев".

Консорциум предлагает увеличить плотность дорог примерно в два раза, и это будут не простые автодороги, а полноценные городские пространства.

"Понятно, что количество населения возрастёт. Две трети - это переселение и одна треть - это коммерческая застройка, люди из других районов. Количество школ и садиков возрастает благодаря пристройке к существующим зданиям и организации детских садов на первых этажах жилых кварталов. Мы предлагаем ввести стандарт 100-процентных эксплуатированных кровель. Причём террасы смогут иметь как жители верхних, так и нижних этажей", - указал Асадов.

Согласно проекту развития территории, примерно 100 тысяч квадратных метров площади предлагается сдавать городу в аренду по льготной ставке с 50-процентной скидкой. Это стимулирует жителей запускать свой бизнес и социальные проекты. "Порядка 20% застройки предлагается отдать под общественные заведения, создавать рабочие места в пределах района. Всего предлагается создать порядка 240 тысяч квадратных метров общественных помещений. Мы хотели бы заглянуть в будущее квартала, как минимум на 50 лет вперёд, транслируя оттуда новое качество среды", - добавил Асадов.

Высота кварталов - от 6 до 14 этажей, за исключением стартовых башен. "Высоту мы старались минимизировать и собрать в пучок стартовых башен", - залечила архитектор.

ДЕРЕВНЯ В ГОРОДЕ

Представители консорциума "Цимайло Ляшенко и Партнеры", Michel Desvigne Paysagiste, Valode & Pistre Architectes отметили очень дружественную обстановку в Головинском районе.

"Мы хотим предложить решения по сохранению этой обстановки, и чтобы та связь с природой, которая существуют в районе, сохраняла свою силу, чтобы, в том числе, получить "деревню в городе". Мы предлагаем оставить все существующие деревья, которые есть на участке. Мы также ставим своей задачей посадить ещё больше деревьев, особенно вдоль основных улиц района, чтобы они служили общественной зоной, местами для прогулок и встреч", - рассказал французский архитектор Жан Пистр.

Следующая важная задача - структурированное пространство, продолжил архитектор. Предполагается, что в Головинском районе будут обозначены парковочные места, будут выделены прогулочные зоны, и они не будут заставлены машинами.

Жилых помещений не будет на первом этаже, отметил Пистр. Данный принцип позволяет не ориентировать инфраструктуру на внутренние дворы. "Мы хотели бы приглашать на каждый из кварталов разных архитекторов, чтобы избежать обезличенной застройки. Так у каждого квартала появится своё лицо", - добавил архитектор.

Он подчеркнул, что проектом предлагается создать японские сады с камерными пространствами. "Это частное пространство, которое принадлежит жителями зданий. Также здесь появится так называемый голландский сад, французский сад, которые будут вписываться в ландшафтную структуру, создавая систему передвижения по парку. Мы избегаем высотную застройку, каждый квартал имеет свой характер", - отметил Пистр.

Архитектор Николай Ляшенко, в свою очередь, отметил, что территория Головинского района сейчас никак не поделена, люди могут ходить везде, как хотят, и с точки зрения безопасности это ограничивает качество жизни.

"Парковка решается везде на подземном уровне. Предполагается более девяти тысяч машиномест, это ориентировочно одно машиноместо на квартиру", - рассказал Ляшенко.

ВОДНЫЕ ЗОНЫ И ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС

Консорциум ООО "Архитектурное бюро Тимура Башкаева", ООО "Яузапроект" считает, что транспортный каркас Головинского района имеет большой потенциал для развития.

"Район находится рядом с Химкинским водохранилищем, здесь также есть Головинские пруды. Таким образом, есть потенциал для развития водных зон. Район находится возле двух транспортных магистралей - это МЦК и Октябрьское направление железной дороги, которое будет развиваться. Здесь также будет запускаться легкое метро через весь центр города. Транспортный каркас района имеет большой потенциал к развитию", - рассказал архитектор Тимур Башкаев.

Он отметил, что район обладает уникальной для Москвы застройкой, но есть и недостатки. Например, в северной части района очень хаотичная высотная застройка. Но самая большая проблема - большая отдаленность домов от метро и скоростных видов транспорта, более двух километров от метро и до станций МЦК. "Выехать из этого района очень сложно в "час пик". Мы решили количество минусов, которые существуют, сократить", - подчеркнул Башкаев, добавив, что в районе также мало торговой и обслуживающей функции.

"Мы прокладываем дополнительные транзитные дороги. Самое главное - это использование железной дороги, а также создание ТПУ на станции "Моссельмаш", - рассказал Башкаев.

Очень важный принцип - увеличение озеленения в два раза, продолжил архитектор. "Мы предлагаем строить новые дома на месте старых домов, чтобы сохранить морфотип района. Мы предлагаем построить три стартовых дома в северном районе. Предполагается четыре волны переселения в рамках программы реновации, пятая волна - для жителей другого района. Всего реновация должна занять десять лет. Реновация должна начаться с севера Головинского района. Последняя очередь домов должна строиться возле "Моссельмаша", - объяснил архитектор.

Члены консорциума также предлагают оставить максимальное разнообразие типов застройки, фасадов домов. "Рядом с транспортной хордой будут три высотные башни, которые будут доминантой района. Предлагается в каждой части района сделать общественный центр. Также в районе предлагается создать спортивный центр с бассейном и инфраструктуру для пожилых людей", - заключил Башкаев.

БЛАГОУСТРОЙСТВО И СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Архитекторы консорциума ООО "МЕГАНОМ", ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ООО "Хабидатум Лаб", "Дворулица" считают, что главная идея проекта относится к развитию периферии Москвы.

"Вся история района представляет собой сложившийся парк. Мы считаем, что надо выделить основную аллею, создавая открытые кварталы. Мы считаем, что проект надо начинать не со строительства, а с благоустройства. После этого формируются новые дороги и определяется баланс новых площадей. Невозможно рассматривать реновацию как замену одних домов на другие", - отметил архитектор Юрий Григорян.

Первые этажи и все нежилые помещения предлагается отдать кондоминиумам, которые будут эксплуатировать свои здания. "Одна из ценностей - это свободное пространство. Мы в архитектуре избегали замкнутых пространств, мы хотели бы сохранить проницаемость среды. Мы считаем, что должна быть контрастная этажность. Этажность предлагается сделать от 6 до 20 этажей. Доля 20-этажных зданий будет составлять 20%", - отметил Григорян.

Обсудить
Рекомендуем