МОСКВА, 29 янв /ПРАЙМ/. Налоговая система в России должна быть простой и понятной как для граждан, так и для бизнеса, заявил журналистам первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Глеб Хор.
Он напомнил, что 2018 год – это год принятия решений по настройке налоговой системы, о необходимости которой ранее говорил президент РФ Владимир Путин. "Глава государства предлагал ориентировать налоговую систему таким образом, чтобы она стимулировала деловую активность, рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития отечественных предприятий. При этом существующие фискальные льготы должны быть упорядочены, а проводимая налоговая политика - обеспечивать стабильность и предсказуемость системы налогообложения", - отметил депутат.
"Предсказуемость налоговой системы имеет первостепенное значение для бизнеса. Налоговая система должна быть конкурентоспособной и стимулирующей выход из тени. Причем необходимо помнить, что ни одно государство в мире не сможет заставить налогоплательщика заплатить больше, чем он готов заплатить сам", - подчеркнул Хор.
"Уплата любого налога должна быть комфортной и для граждан, и для предпринимателей. Причем у налогоплательщика должны быть четкие ориентиры относительно того, какой будет налоговая нагрузка на них. Нельзя бесконечно обсуждать налоговые изменения, держа всех в напряжении. Необходимо, наконец, четко определиться, в каком направлении двигаться. При этом налоговая нагрузка не должна увеличиваться", - полагает первый зампред бюджетного комитета.
Вопросы, касающиеся проблем и возможных путей настройки налоговой системы, неоднократно обсуждались бюджетным комитетом в рамках консультаций с ведущими бизнес-объединениями – РСПП, "Деловой Россией", "Опорой России". "Принципиальная позиция и бизнеса, и нашего комитета заключается в том, что настройка налоговой системы не должна происходить за счет региональных и местных бюджетов", - заявил, в свою очередь, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Леонид Симановский.
Для бизнеса важно, чтобы и регионы, и муниципалитеты имели устойчивые источники доходов. В противном случае они будут вынуждены принимать меры для повышения доходной части своих бюджетов, в том числе и за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес, заметил парламентарий. Чрезвычайно важной темой для бизнеса являются неналоговые платежи, продолжил он. "Поэтому предстоит определиться и принять решения не только по налогам, но и по неналоговым платежам. Причем следует помнить, что улучшение налогового администрирования позволяет не повышать фискальную нагрузку на бизнес", - подчеркнул Симановский.
Он заметил, что в последнее время вновь звучат предложения о необходимости ухода от плоской шкалы налогообложения доходов граждан, позволившей в свое время обелить зарплаты, и возврата к прогрессивной шкале. "При этом инициаторы такого подхода почему-то забывают, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) не только сложна с точки зрения ее администрирования, но и способствует уходу в тень. А, следовательно, возврат к ней вновь может привести к снижению поступлений по НДФЛ в бюджетную систему страны", - уверен зампред бюджетного комитета.
Он также считает, что вводя те или иные новые инструменты налогового контроля, необходимо одновременно расставаться с теми из них, которые уже устарели. Парламентарий отметил и необходимость прекращения практики неоднократного внесения изменений в течение года в одну и ту же статью Налогового кодекса (НК). "Ведь это отнюдь не способствует стабильности налоговой системы и делает ее менее предсказуемой для налогоплательщика", - сказал зампред бюджетного комитета.
Помимо этого, в НК много отсылочных норм к тем или иным нормативным актам, которые принимает правительство РФ. "Примерно половина из них относится к элементам налогообложения и позволяет, по сути, менять их без внесения изменений в законодательство. Поэтому нам предстоит определиться, по какому пути мы хотим идти дальше – оставить все как есть, либо постараться как можно подробнее все прописать в НК", - резюмировал Симановский.
Член комитета по бюджету и налогам Владислав Резник считает, что необходимо достаточно осторожно подходить к принятию на федеральном уровне законов, приводящих к снижению налоговых поступлений в региональные бюджеты, а, следовательно, сокращающих их налоговую базу. "При принятии таких решений, прежде всего, нужно просчитывать все возможные последствия, чтобы четко понимать к чему это приведет, и потребуется ли компенсация из федерального бюджета в случае возникновения выпадающих доходов у регионов", - пояснил он.