Помимо начала одного из главных мировых спортивных состязаний четырехлетия – чемпионата мира по футболу, где в первом матче национальная сборная отличилась победой со счетом 5:0, Россия вступила на путь «долгожданных» институциональных реформ.
Первым и наиболее критичным решением правительства стало увеличение пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Схема повышения предполагает увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые два года для мужчин и женщин, в результате чего к 2028 году он достигнет 65 и 60 лет, соответственно. К 2034 году возраст выхода на пенсию для женщин будет доведен до 63 лет. В данный момент оценить финансовый эффект весьма сложно. На начальных этапах реформа может привести к экономии средств на финансирование Пенсионного Фонда, но эффект будет сглажен в случае увеличения темпов индексации пенсионных выплат. На более поздних этапах, вероятно, окажется положительным, но будет сильно зависеть от доли пенсионеров льготных категорий и темпов индексации выплат.
Вторым решением стало повышение НДС на 2пп с 18% до 20% с сохранением льгот по социально-значимым товарам и услугам. По ожиданиям Правительства повышение НДС принесет бюджету до 600 млрд руб. ежегодно, что на горизонте следующих 6 лет позволит собрать почти половину 8 трлн руб., недостающих для реализации новых «майских» указов Президента. По нашему мнению, чистый эффект может оказаться несколько ниже, так как повышение НДС в определенной степени отразится на экономической активности – рост потребления может замедлить темпы после повышения цен производителями. В ситуации, когда потребление населения формирует опорную силу для восстановления экономики, а бюджетные инвестиции формируют предпосылки долгосрочного, следствием может стать замедление текущих темпов роста ВВП в 2019-2020 гг.
В сложившихся обстоятельствах вектор действий Банка России будет иметь весьма высокое значение – сегодня регулятор, вероятно, сохранит ставку без изменения под влиянием шокового роста цен на топливо в апреле-мае. Однако внимание к ориентирам политики значительно вырастет, так как анонсированные бюджетные реформы могут изменить прогнозную траекторию ключевой ставки. По крайней мере, обоснованность понижения ставки ниже верхней границы нейтрального диапазона (7.0%) оказывается под вопросом.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.