Статья

Пошлины на все интернет-покупки за рубежом снизят покупательную активность россиян

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 18 июн — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Федеральная таможенная служба России (ФТС) направила в Минфин предложение о введении пошлины на покупки любой стоимости в зарубежных интернет-магазинах.

ФТС предлагает, чтобы все товары в заграничных интернет-магазинах, купленные для личного пользования, продавались как коммерческие. В этом случае таможенный платеж должен быть снижен с действующих 30% до 20%, но не менее 1евро за 1 кг веса покупки. 

С 1 января 2018 года в России установлен лимит на покупки в зарубежных интернет-магазинах без уплаты таможенных пошлин в размере 1000 евро и весом до 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019 года этот лимит будет снижен до 500 евро в месяц, а с 2020 года — до 200 евро.

ФТС рассчитывает, что эти меры добавят бюджету 25 млрд рублей в год. Кроме того, чиновники надеются уравнять положение российских и зарубежных интернет-площадок и поспособствовать идее Владимира Путина, который в 2016 году высказал пожелание, чтобы в России появился аналог китайской Alibaba.

Stada предложила создать в РФ "фармацевтическую Alibaba" для госзакупок

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ СНИЖАЮТ ОБОРОТЫ

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам 2017 года оборот российского он-лайн ритейла составил 1 трлн рублей. Это около 3% от общего оборота розницы. Для сравнения: в Китае этот показатель превышает 15%, в Великобритании – 14%, в США – 7%. 

Более 30% россиян делают покупки в зарубежных интернет-магазинах, в основном на площадке Aliexpress.

Одновременно темпы роста российских интернет-магазинов постепенно снижаются. Если до 2014 года обороты продавцов ежегодно росли на 30%, то в 2016-м отрасль прибавила 21%, а в 2017-м – только 13%.

Одна из причин замедления российского он-лайн ритейла – неравное положение с зарубежными интернет-магазинами. Российские компании, в отличие от зарубежных интернет-магазинов, вынуждены платить таможенные пошлины, налоги и прочие отчисления.

Предложение ФТС могло бы сократить разрыв в положении отечественных и зарубежных интернет-ритейлеров. Однако, в мае стало известно, что "Почта России" технологически не готова к введению пошлин и предлагает правительству перенести снижение беспошлинного порога на начало 2021 года. 

Эксперты, опрошенные "Прайм", полагают, что пошлины помогут российским интернет-магазинам конкурировать с зарубежными, однако наполнить бюджет в достаточной степени эта мера не способна.

КОНЕЦ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ?

К сожалению, государство делает все возможное, чтобы российская интернет-торговля умерла, а зарубежная процветала, считает Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", входящей в АКИТ. По его словам, до сих пор в России действуют абсолютно дискриминационные условия для отечественных интернет-магазинов по сравнению с их зарубежными конкурентами.

"Зарубежная интернет-торговля находится в абсолютно уникальном положении в России: они не платят ни налогов, ни пошлин. После повышения НДС с 18% до 20% зарубежная интернет-торговля окажется в еще лучшем положении, поскольку россияне платят российским интернет-магазинам НДС, а зарубежные площадки как не платили, так и не будут платить", — отмечает Федоров. 

По его словам, предложение ФТС – "это очередное, уже двадцатое по счету, предложение разных служб что-то изменить в трансграничной интернет-торговле". Эксперт выразил беспокойство, что "опять ничего кроме деклараций не получится, а "Почта России" снова выступит против и скажет, что они пока не готовы".  

Федоров считает, что если здравый смысл возобладает и предложение ФТС будет принято — это поставит в равные конкурентные условия российские и зарубежные интернет-магазины.

"Наконец безумный поток зарубежных интернет-посылок, который скоро будет занимать 40% российской интернет-торговли, сократится, а российские граждане начнут платить хоть какие-то деньги за зарубежные интернет-посылки", — говорит Федоров.

Он считает, что российские граждане безусловно должны платить за все, что они покупают за рубежом, а "огромная черная дыра в российской таможне", которая много лет позволяла беспошлинно покупать товары, должна быть закрыта.

НАВСТРЕЧУ МАЙСКИМ УКАЗАМ

Сейчас все государственные органы изыскивают дополнительные возможности для пополнения бюджета. Необходимость изыскать 8 трлн рублей на выполнение новых "майских указов" уже подтолкнула чиновников к увеличению НДС и пенсионного возраста.

В предложении ФТС "все понятно и предельно прозрачно", считает аналитик "Финам" Алексей Коренев. По его словам, нужны деньги для реализации "майских указов" президента, и изыскивают их сейчас "по всем сусекам". 

Если про майские указы 2012-го года удалось успешно "забыть" на целых шесть лет, то сейчас власти опасаются, что неисполнение обещанного вызовет реальное недовольство электората, и чиновникам придется отвечать за неисполнение прошлых и нынешних указов, считает аналитик. 

"Почта России" просит отложить снижение беспошлинного лимита на интернет-посылки

По его словам, идея рассматривать всё купленное в интернет-магазинах через систему межграничной торговли, как коммерческие товары, имеет весьма слабое объяснение. "Ну что, пара упаковок детских памперсов – это коммерческие поставки? Нет, конечно", — отмечает аналитик.

Корнеев считает, что введение пошлин — мера не слишком эффективная. "Роста инвестиций при этом не будет, добавленной стоимости не создается, а изъятые за счет увеличения пошлин ресурсы точно так же вернутся обратно в экономику, после того, как будут перераспределены в соответствующие расходные статьи бюджета, направленные на увеличение финансирования социально значимых сфер. А вот на активность покупателей, то есть в конечном итоге – на потребительском рынке, это, безусловно, скажется", — говорит он.

Ранее АКИТ предлагала облагать НДС товары зарубежных интернет-магазинов. Введение НДС на зарубежные покупки – это один из возможных вариантов, считает Федоров. По его мнению, вопрос состоит исключительно в том, кто будет администрировать налоги и пошлины. НДС администрирует ФНС, а сборы с посылок – ФТС.

"Здесь вступает в бой конкуренция между этими двумя службами – кто больше принесет денег государству", — говорит Федоров.

НОВЫЕ НАЧИНАНИЯ 

Недавно Сбербанк вместе с Яндекс-Маркетом запустили пилотный проект интернет-торговли. В апреле компании договорились, что вложат в его развитие 60 млрд рублей, а в мае запустили в тестовом режиме площадку "Беру.ру". Параллельно ВТБ с "Почтой России" и сетью магазинов "Магнит", а также Газпромбанк с Mail.ru и "Мегафоном" запустили свои проекты.

Аналитики полагают, что успех этих начинаний зависит не только от равных условий с зарубежными площадками, но и от действий конкурентов. Alibaba уже локализовалась в России, запустив площадку Tmall для российских продавцов. Не исключено, что этому примеру последует и Amazon.

Обсудить
Рекомендуем