МОСКВА, 6 июл — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Этим летом, в самый разгар сезона выездного туризма, несколько российских туристических компаний объявили о приостановке деятельности либо отдельных программ. Среди них "Натали Турс", "Матрешка Тур", DSBW Tou и Polar Tour.
Наибольший ажиотаж вызвали проблемы "Натали Турс" — одного из старейших туроператоров, который работает на рынке с 1992 года.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) заявили, что в настоящее время по путевкам "Натали Турс" в 38 странах остаются 3592 туриста. Больше всего в Испании – 1478, в ОАЭ – 405, в Италии – 376, в Турции – 350, в Греции – 159, в Индонезии – 110, в Таиланде – 104 человека. "Натали Турс" задолжала туристам 15 млн долларов.
По сообщениям СМИ, за ситуацией с российским туристами следит премьер-министр Дмитрий Медведев.
Консульский департамент МИД России в связи с ситуацией вокруг туроператоров "Натали Турс" и DSBW сообщил российским туристам план действий в случае затруднений с размещением на отдыхе в других странах. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский вообще предложил сохранить в России только одного национального туроператора.
Между тем, эксперты, опрошенные "Прайм", считают, что кризиса в российской туристической отрасли нет, есть проблемы у отдельных компаний.
КРИЗИСА НЕТ
Ни о каком кризисе в отрасли речи не идет, считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. "Кризиса нет и, надеюсь, в этом году не будет", говорит Шпилько.
По его словам, кризис в отрасли может случиться, если, к примеру, произойдет резкое изменение валютного курса в середине сезона, или какие-то другие фундаментальные факторы повлияют на рынок.
То, что 4-5 фирм ушли с рынка из многих сотен туроператоров Шпилько назвал "абсолютно естественным явлением в условиях рынка в любой отрасли и в любой рыночной стране". "Это бизнес и как в любом бизнесе какая-то часть участников рынка уходит. У нас каждую неделю несколько банков лишают лицензии", говорит президент РСТ.
По его словам, в туротрасли сложилась очень конкурентная система и "отсев гораздо больше чем 4-5 фирм в год". В основном туристические фирмы уходят с рынка без конфликтов. Они уже научились выходить без конфликтов, хотя выйти из этого бизнеса очень сложно, поскольку это поточное производство и его остановить – очень сложная задача", говорит Шпилько.
"Потери такого масштаба для рынка – это абсолютно нормальное, естественное явление. Да, конечно, невероятно жалко туристов, которые не смогли уехать, но система защиты потребительских прав благодаря "Турпомощи" и сложной системе комбинированных финансовых гарантий и страхования в отрасли более весомая, чем в банковском или страховом секторе", говорит президент РСТ.
С тем, что в туристической отрасли кризиса нет, согласна и исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова. По ее мнению, финансовые проблемы возникли лишь у отдельных операторов.
Осипова связывает проблемы "Натали Турс" с изменениями валютного курса и подорожанием чартерных перелетов из-за выросшей цены на топливо.
КРИЗИСА НЕТ, НО ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Проблемы у туроператоров возникли из-за отсутствия оборотных средств, объясняет старший преподаватель Российского университета туризма и сервиса (РГУТИС) Елена Силина. По ее словам, российские туроператоры работают на оборотных деньгах туристов и заемных средствах от банков.
У проблемных туроператоров образовался "кассовый разрыв", говорит Силина. Туроператор в начале года выкупает чартеры и отели, рассчитывая на полную заполняемость, поясняет она. Если заполняемость отелей и чартеров не полная, у оператора могут возникнуть проблемы, поскольку контрагенты могут потребовать полную оплату за пустые места.
"Объединять чартеры туроператоры не желают, а авиакомпании требуют 100-процентную оплату рейса, даже при неполной загрузке. Если в начале года оператор выкупил 500 номеров в отеле, а заселил половину, отель может потребовать оплатить бронь полностью", говорит Силина.
Это проблема — следствие слабой достоверности маркетинговых прогнозов. Кроме того, туристический бизнес сильно зависит от политических, экономических и природных факторов.
К нынешним проблемам у туристических компаний привели низкий курс рубля, повышение цены на топливо, и Чемпионат мира по футболу, считает Силина. В результате туристический поток за рубеж этим летом сильно упал.