Статья

Рост цен на бензин в России остановить не удастся

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 13 июл — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Министр энергетики Александр Новак назвал две причины роста стоимости топлива внутри страны. Это — отвязка рубля от нефти и внеплановое повышение акцизов. Об этом глава Минэнерго заявил, выступая на "правительственном часе" в Совете Федерации с докладом о развитии топливно-энергетического комплекса.

Новак подчеркнул, что правительству удалось остановить дальнейшее увеличение цен на топливо, "заморозив" их на уровне 30 мая. Слова министра подтверждаются в бюллетене "Картина инфляции" Минэкономразвития, где отмечается снижение темпа роста цен на бензин в июне до 2,1% с 5,6% в мае.

"Были снижены акцизы с 1 июня этого года на три тысячи рублей на бензин и на две тысячи рублей на дизельное топливо. Кроме этого, вводятся системные меры по снижению зависимости цен на нефтепродукты от мировых цен на нефть. Эти принимаемые меры уже дали результат. С начала июня розничные цены перестали расти, оптовые цены снизились. Министерство энергетики совместно с ФАС и нефтяными компаниями сегодня внимательно следит за ситуацией. Мы также следим не только за ценами, но и за обеспечением рынка объемами моторного топлива", — заявил Новак.

С начала 2018 года рост цен на моторное топливо в России составил более 8%, что заставило правительство пойти на экстренные меры — снижение акцизов на бензин и дизель и отказ от планов повысить их с 1 июля. "Заморозки" цен удалось достигнуть, договорившись с нефтяными компаниями, которые согласились также увеличить поставки на внутренний рынок под угрозой повышения экспортных пошлин.

Данные Росстата подтверждают отсутствие серьезного роста стоимости на бензин в начале июля. Цена на АИ-95 остается на уровне 44,67 за литр, АИ-92 снизилась на 3 копейки и составила 41,61 рубля, АИ-98 подорожал на 1 копейку — до 49,88 рубля. Литр дизеля стоит 44,46 рубля. При этом в девяти субъектах РФ бензин стал дороже. Больше всего цены выросли в Назрани — на 1,9%. В 19 регионах стоимость топлива снизилась.

Цены на бензин и дизтопливо за неделю практически не изменились

Однако, по мнению экспертов, опрошенных агентством "Прайм", остановить рост цен на моторное топливо на российском рынке не удастся, несмотря на все принятые меры. Правительство ведет двойственную политику в отношении компаний-производителей, и это непременно скажется в дальнейшем. Возможно, предпринятые действия позволят сделать повышение стоимости бензина и дизеля не столь резким, как в начале 2018 года. Это покажет время.

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аналитик Virgin Oil Group Андрей Гордеев считает, что согласиться со словами главы Минэнерго можно только отчасти. Законопроект о снижении акцизов пока находится только на стадии третьего чтения. Сам документ еще не утвержден. Речь пока идет только о снижении до конца 2018 года.

"Скорее всего, это просто пока действует ручное управление, поскольку официальные документы еще не вступили в силу. И снижение акцизов будет действовать в течение полугода. С 2019 года вновь увеличится акцизная составляющая в доле бензина", — сказал Гордеев.

Налоговым кодексом запланировано, что акцизы будут расти до 2020 года, напомнил эксперт. Если смотреть на текущую ситуацию на внешних рынках, цены на нефть действительно упали, но доходность внешних рынков сохраняется.

"Пусть она уже не такая большая, как была в мае 2018 года. Сейчас она несколько сократилась, но, тем не менее, она остается. Нефтяники перестали экспортировать под нажимом регуляторов рынка. А так они могли по-прежнему получать большую выгоду, продавая на внешние рынки", — пояснил эксперт.

По словам Гордеева, действительно, если будут утверждены те документы, о которых говорит Новак, зависимость от внешних рынков сократится, но налоговая составляющая никуда не денется и будет так же высока.

"Даже комментарии Минэнерго и Минфина говорят о том, что они могут сдержать рост цен, но никто не говорит об их снижении. Даже это свидетельствует о том, что, скорее всего, цена литра бензина продолжит увеличиваться. Да, темпы будут не такие галопирующие. Все было предпринято для того, чтобы этого не было. Скорее всего, это будет плавный, но, тем не менее, рост", — резюмировал Гордеев.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Старший аналитик ИК "Атон" Александр Корнилов полагает, что рост цен на бензин в России неизбежен. Налоговый маневр может стать еще одним серьезным драйвером, который вынудит нефтяников переложить удар по своей марже на конечного потребителя.

"Есть такая вещь, как налоговый маневр, который сейчас активно обсуждается, и законопроект уже внесен в Госдуму. В частности, речь идет об обнулении экспортных пошлин. Это – еще один удар по маржинальности НПЗ, по их прибыли. Компаниям придется это отыгрывать. Отчасти этот эффект может быть сглажен за счет отрицательного акциза на нефть, который также обсуждается. Мы пока не знаем, как будет работать этот механизм", — сказал эксперт.

Трамп давит на ОПЕК, чтобы подешевел бензин в США

Корнилов считает, что к росту цен на бензин и дизель в стране может привести двойственная политика правительства в вопросах налогообложения доходов предприятий нефтяной отрасли.

"Я полагаю, что рост цен неизбежен. Вопрос в том, как регулирующие органы будут его ограничивать и сдерживать. Мы видим, что есть попытки снижения акцизов, большой фокус ФАС и Минэнерго, а также прочих релевантных министерств в отношении динамики цен на моторное топливо. Как это будет продолжаться дальше – время покажет. Но, в любом случае, государство ведет двойную политику: с одной стороны закручивает гайки нефтяникам, а с другой стороны – не дает им возможность перекладывать падение маржи из-за налоговых причин на конечного потребителя", — пояснил он.

По словам Корнилова, конечный потребитель уже начал ощущать на себе результаты такой политики в первом полугодии 2018 года, что вызвало шквал негодования. Сейчас вопрос только в том, насколько резко будет ощущаться рост цен в дальнейшем.

"Дадут ли нефтяникам относительно быстро поднять розничные цены. Если нет, то это даст сглаженный эффект, возможно, в пределах инфляции. Даже выше инфляции, скорее, но более растянутый во времени. Как дальше конечный потребитель будет ощущать все это на себе – вопрос времени. Насколько и в какой степени государство позволит перекладывать дополнительные затраты на конечного потребителя", — сказал Корнилов.

Обсудить
Рекомендуем