Статья

Соглашение о транзите газа через Украину будет достигнуто

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 17 июл — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Первый раунд трехсторонних переговоров России, Украины и Еврокомиссии (ЕК) по вопросам продолжения транзита российского газа в Европу через украинскую территорию после 2019 года начнется 17 июля в Берлине. Все заинтересованные стороны поддерживают сохранение маршрута при определенных условиях, однако достичь консенсуса будет непросто.

В переговорах будет участвовать министр энергетики России Александр Новак, первый вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, представители Украины, "Нафтогаза" и "Газпрома".

В Еврокомиссии считают, что сохранение транзита через Украину в долгосрочной перспективе (после окончания в конце 2019 года срока действия транзитного контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом") является залогом безопасность газоснабжения Центральной и Восточной Европы и лежит в основе стратегии ЕС. Потенциальное соглашение между сторонами, по мнению европейских чиновников, должно содержать обязательные годовые минимальные объемы транзита и уровни тарифов. ЕК при этом критически оценивает строительство газопровода "Северный поток-2".

Президент России Владимир Путин 16 июля на встрече с американским лидером Дональдом Трампом подчеркнул, что РФ готова сохранить транзит газа через Украину после ввода в строй "Северного потока-2", а также продлить транзитный контракт, если спор между "Газпромом" и "Нафтогазом" в Стокгольмском суде будет урегулирован. 

Россия, Украина и ЕК создадут дорожную карту для будущих встреч по транзиту газа

Позиция "Газпрома" была озвучена в апреле Алексеем Миллером. Российская компания может сохранить транзит через Украину  в объеме 10-15 миллиардов кубометров в год, если украинская сторона докажет экономическую целесообразность нового контракта.

"Нафтогаз" со своей стороны не собирается добиваться повышения стоимости транзита российского газа через территорию Украины на долгосрочный период и даже готов снизить ее в случае продления контракта после 2019 года при полной загрузке мощностей газопровода. Все это станет возможным, по словам представителя компании Юрия Витренко при отказе от строительства "Северного потока—2".

Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", считают, что соглашение в том или ином виде обязательно будет достигнуто. Успех переговоров будет зависеть от позиции Еврокомиссии по финансовому спору между "Газпромом" и "Нафтогазом", а также от условий транзита через украинскую ГТС. При этом объем перекачки газа может быть снижен. Это обусловлено не только строительством "Северного потока — 2", но и состоянием украинских газопроводов.

Весь газ не влезет в обходные нитки

Эксперт по нефти и газу Финансового университета Игорь Юшков полагает, что сторонам удастся достичь договоренности, поскольку всем необходимо сохранить транзит газа через Украину после 2019 года.

"Все ожидали, что эти переговоры начнутся не в 2018 году, а годом позднее, но по факту к ним подступили еще в 2017-м. Все это из-за того, что началось разбирательство в Стокгольмском арбитраже. Стороны предъявили друг другу претензии, и стало необходимо их разрешить, чтобы понимать, как жить после 2019 года", — сказал эксперт.

Ситуация, по мнению Юшкова, не совсем понятна из-за того, что стороны пока не до конца озвучивают свои переговорные позиции, только нащупывая некие болевые точки при помощи Еврокомиссии.

"Но контракт в итоге мы получим, поскольку даже если построить "Северный поток-2", "Турецкий поток", дозагрузить "Северный поток-1" и использовать их на полную мощность, то газ, который шел через Украину в 2017 году транзитом, не влезет в обходные газопроводы. Там 93,5 миллиардов кубометров. А все дополнительные мощности дадут только 90,5 миллиардов. Три миллиарда не влезут", — пояснил Юшков.

В такой ситуации, если европейцы к 2020 году увеличат объем  закупок на фоне падения собственной добычи, весь дополнительный газ должен будет идти через Украину. Либо России нужно будет строить дополнительную нитку, полагает эксперт.

"То, что обсуждалось с болгарами: построим от Анапы прямую нитку не через Турцию в Болгарию, а напрямую, как было с "Южным потоком". Либо третий "Северный поток" дополнительно", — добавил он.

По мнению Юшкова, Путин говорил именно об этом, когда заявлял о намерении сохранить транзит газа через Украину. Если все не помещается в обходные газопроводы, что-то достанется и украинской системе.

"Он же не говорит, что все останется в полном объеме как сейчас. Он говорит, что транзит сохранится. Да, будет не под 100 миллиардов кубометров, а около 10, возможно. Но никто и не обещал, что весь объем останется. Я думаю, такая позиция", — считает Юшков.

Украина должна снизить ставки

Но чтобы не обнулять украинский транзит и не строить дополнительные ветки, Украина должна предоставить нормальные конкурентные условия. По мнению Юшкова, Россия исходит именно из этого. Украина же в ответ не только не хочет улучшать условия, но и подает иск в Стокгольмский арбитраж, чтобы увеличить ставку транзита.   

"Они не собираются конкурировать. Они говорят, если вы гарантируете не только сохранение транзита, но и увеличение объемов, тогда мы дадим 20% скидку. При этом не совсем понятно, от чего они считают", — подчеркнул эксперт.

По его мнению, речь идет не о той цене, которая указана в контракте с "Нафтогазом", а о желаемой, которую Украина указывает в документах, поданных в Стокгольмский арбитраж. При этом стоимость транзита для "Газпрома" – уже самая высокая в Европе. 

"И украинцы это признают. Витренко буквально на днях заявил, что все-все будет европейское. В том числе мы опустим ставку транзита до европейских норм. Они признают, что уже сейчас эта ставка – самая высокая, не рыночная. Но при этом требуют еще ее повысить", — пояснил Юшков.

Переговоры будут церемониальными

Эксперт предположил, что все эти вопросы и будут обсуждаться в рамках трехсторонних переговоров. Но у европейцев много времени займут усилия привести украинскую сторону к конструктивному диалогу. Нынешняя встреча, скорее всего, будет церемониальной. Стороны могут заявить свои позиции, но к прагматичным переговорам по условиям транзита после конца 2019 года перейдут, когда все станет ясно с "Северным потоком — 2". 

"Когда он начнет строиться, все остынут немного и будут нормально вести переговоры. Российская позиция, я думаю, будет заключаться в том, чтобы просто обозначить нормальную конкурентную ставку транзита. Примерно как в Венгрии, Польше или Словакии. Плюс – отсутствие условий "качай или плати". Если европейцы понижают потребление, как это было в контракте 2009 года, "Газпром" не прокачивает газ. Я думаю, "Газпром" будет настаивать на этом", — заключил эксперт.

Двойные стандарты мешают

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев думает, что успех переговоров сейчас зависит от доброй воли Еврокомиссии. Решение Стокгольмского арбитража, которое является камнем преткновения, было явно политически мотивировано. Смысл всего конфликта состоит в том, что к "Нафтогазу" и "Газпрому" были применены разные режимы.

"Для "Нафтогаза" было признано, что он находился в форс-мажорных обстоятельствах, а для "Газпрома", который работал по такому же контракту на той же территории, форс-мажорных обстоятельств не признали. Это просто несправедливо, если говорить с общечеловеческой точки зрения. В политике это называют двойными стандартами", — пояснил эксперт.

Танкаев считает, что если этот вопрос будет снят, то не останется взаимных финансовых претензий между "Газпромом" и "Нафтогазом" и можно будет продлевать контракт на каких-то условиях.

Проблема ГТС Украины

При этом, по мнению Танкаева, единственное, о чем совершенно не говорят политики, это – техническое состояние украинской газотранспортной системы. Оно таково, что после завершения 2019 года, система будет просто неработоспособна. ГТС очень сильно недофинансирована, не проведена реконструкция и аварии могут случиться в любой момент. Это меньше всего ударит по "Газпрому". Больше пострадают Украина и Евросоюз, считает эксперт.

Наверняка будут какие-то претензии и санкции. Российский газ сейчас – самый дешевый на европейском рынке. Он обеспечивает конкурентоспособность европейской продукции на международной арене. И европейцы это понимают", — подчеркнул Танкаев.

По его словам, этот вопрос является причиной конфликта между Еврокомиссией и властями ряда государств Евросоюза. В первую очередь речь идет о Германии и Франции, которые заинтересованы в дешевом газе.

Если рассуждать с точки зрения здравого смысла, стороны на переговорах должны договориться. Должны принять разумное, взвешенное решение по взаимным искам "Нафтогаза" и "Газпрома", должны подписать договор о транзите. Но он будет лимитироваться не строительством "Северного потока — 2", а техническим состоянием ГТС Украины. Это самая главная причина, по которой Германия поддерживает проект "Северного потока – 2", — заявил Танкаев.


Обсудить
Рекомендуем