Интервью

Нам удалось снизить число коррупционных проявлений до одного в месяц

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 20 июл — ПРАЙМ, Александра Крыжановская. На прошлой неделе в России завершился Чемпионат мира по футболу. Он затронул буквально все сферы жизни и экономики страны, включая обеспечение безопасности на промышленных предприятиях, которую курировал Ростехнадзор. О том, доставил ли неудобство ЧМ компаниям, как надо усиливать ответственность владельцев предприятий для предотвращения аварий и нештатных ситуаций, о переносе трубопроводов и сделке ОПЕК+, а также о последних коррупционных скандалах в Ростехнадзоре рассказал в интервью агентству "Прайм" руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин.  

- Ростехнадзор должен был мониторить особо опасные предприятия по всем городам, вовлеченным в ЧМ. Все ли прошло штатно на объектах, чья работа была ограничена на время чемпионата? 

— Каждый объект, который попадал под требования безопасности, должен был самостоятельно принять решение — останавливаться или продолжать работу. Решения были приняты по всем объектам. На сегодняшний день никаких нештатных ситуаций у нас по стране не было. Работа идет в нормальном режиме. 

Я хотел бы уточнить, останавливать предприятия целиком не требовалось, речь шла только об особо опасных производственных участках. Каких-то серьезных неудобств у компаний, эксплуатирующих особо опасные объекты, не возникало. 

Согласно указу президента, все приостановленные ОПО начнут работать в полном объеме с 25 июля. 

- Ранее вы сообщали, что Ростехнадзор планирует представить правительству план реализации мероприятий, которые прописаны в основах госполитики промышленной безопасности до 2025 года. В частности, представило ли ведомство предложения по перебазированию промышленных объектов, которые ставят под угрозу жизнедеятельность человека? 

— Основы госполитики – это цель, принципы, задачи и механизмы, с помощью которых будет решаться задача промбезопасности. Для реализации которой уже мы должны были подготовить свой план, в котором прописано, какие нормативные документы необходимо принять, а также другие решения и мероприятия. Это так называемая "Дорожная карта" по реализации глобальной политики. Проект плана этих мероприятий в правительство Ростехнадзор представил 9 июля 2018 года. Над документом работали не только мы, а еще более десяти министерств и ведомств, объединения предпринимателей и промышленников, страховщиков ответственности, Центробанка России. Правительство в течение месяца должно рассмотреть проект и утвердить его до 6 августа. Конкретных предложений, в том числе о перебазировании объектов, наш план не содержит. 

Что касается перебазирования промышленных объектов, очевидно, что это должно решаться при разработке плана развития территорий. Эти решения должны приниматься не на нашем уровне.

Если просто порассуждать, то становится очевидным, что перенести химический комбинат будет сложно или невозможно. Скорее всего, речь пойдет о линейных объектах – электросетях, трубопроводах — которые строились в полях около 40-50 лет назад. Города и поселки растут. Естественно, со временем такие объекты нужно перебазировать. Но здесь нужно отметить, что речь идет только об особо опасных объектах, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.

- Ростехнадзор считает технически возможным перенос трубы из одного места в другое? 

— С технической точки зрения перебазировать можно все. Вопрос стоит в финансовых возможностях организации, которая будет этим заниматься за счет собственных средств. 

- Обсуждался ли этот вопрос с нефтегазовыми компаниями? 

— Они знают о ситуации с трубопроводами. Но мы им указания по перебазированию объектов не даем. Эти моменты должны учитываться в комплексном плане развития конкретной территории. Они будут согласовываться с компаниями, которым нужно будет принимать необходимое решение. В том числе будет решаться вопрос, за счет каких средств, как и в какие сроки все это переносить. 

- Ранее вы говорили, что необходимо обеспечить вовлеченность собственников в процесс обеспечения промбезопасности, повысить их роль и ответственность. Планируется ли разработать соответствующий законопроект и когда он может вступить в силу?

— Пока такого законопроекта нет, но Совет Федерации эту идею уже поддержал. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос, ведем консультации. Речь идет о повышении роли и ответственности владельцев эксплуатирующих организаций. По действующему законодательству, за все аспекты промышленной безопасности отвечает эксплуатирующая организация и ее работники, а вот собственники и даже советы директоров акционерных обществ в решении этих вопросов практически не участвуют. А ведь от них зависит, как минимум, финансирование мероприятий, необходимых для безопасного функционирования производственных объектов. Ответственность за это должна появиться и в законодательстве.

Целесообразно нормативно закрепить обязанность собственника осуществлять контроль за состоянием промышленной безопасности. Инструмент для этого уже есть – в каждой эксплуатирующей организации созданы свои службы производственного контроля. Сегодня они подчиняются руководителям организаций, для которых достижение финансового результата объективно приоритетнее задачам снижения рисков аварийности.

Большая вовлеченность собственников не только повысит оперативность принятия решений, необходимых для поддержания производственного оборудования в удовлетворительном состоянии. Это необходимое условие для того, чтобы руководители и сотрудники на опасных производственных объектах более ответственно подходили к соблюдению обязательных требований. Именно собственник кровно заинтересован в том, чтобы на его объекте не было аварий, ведь это не только риски безопасности, но и непредвиденные расходы. С повышением ответственности собственника, что логично, постепенно исчезнет и необходимость постоянного контроля со стороны государства.

- По оценкам Ростехнадзора, снижается ли аварийность на производственных объектах в РФ в текущем году?

— Да. В целом, уровень аварийности и смертельного травматизма на поднадзорных нам объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период с 2010 по 2017 годы показатели аварийности снизились более чем на 40% (с 368 до 220), а количество смертельных случаев – на 55% (с 464 до 210). Но, несмотря на то что число аварий снижается, количество выявляемых нарушений выросло. 

- Россия с начала июля приступила к наращиванию добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Как оцениваете готовность нефтяных компаний к возобновлению работы законсервированных скважин? Проводили ли уже совещание с Минэнерго и нефтяными компаниями? 

— Специальное совещание мы пока не проводили, потому что работа не носит такого массового характера. Мы внимательно отслеживаем объекты, которые сейчас будут вводиться в строй, чтобы они соответствовали всем нормам и правилам, чтобы порядок их ввода соблюдался.

- Часть районов Крыма и Севастополя днем 13 июня осталась без электроснабжения в связи с остановкой подачи электроэнергии в Крым по энергомосту. Завершено ли расследование по отключению энергомоста в Крым? В чем причина нарушений? 

— Работа нашей комиссии завершится в ближайшее время. Но сейчас уже можно сделать общий вывод по подобным случаям. 

Анализ причин каскадных отключений, затрагивающих все основные элементы энергосистемы – генерирующие, сетевые объекты и оборудование потребителей, осуществляется Ростехнадзором и находится на особом контроле. По результатам работы комиссии разрабатываются мероприятия по их недопущению. 

Наши специалисты обнаружили, что причины большинства аварий сходятся. Парк энергооборудования устаревает, неправильно срабатывает дистанционная защита, так как параметры ее настройки не всегда удовлетворяют требованиям при максимальных нагрузках и аварийных режимах. Происходит нарушение охранных зон линий электропередачи из-за несогласованных работ. 

Еще причиной является неудовлетворительная организация выводов сетевого и генерирующего оборудования в ремонт. Часто техсостояние находящегося в резерве оборудования энергоблоков неудовлетворительное. Это не позволяет при возникновении аварий оперативно вводить его в работу. Бывает, что организация выводов сетевого и генерирующего оборудования в ремонт недостаточно продумана. Низкая квалификация персонала и его ошибки при оперативных переключениях или вмешательстве в работу релейной защиты и автоматики. Кроме того, зачастую технические характеристики нового оборудования не соответствуют параметрам уже работающего, что приводит к их отказам или некорректной работе.

Из всех причин только три носят технический характер. Для их решения субъекты электроэнергетики, естественные монополии, должны реализовывать инвестиционные программы, мы следим за этим.

Остальные причины возникновения блэкаутов связаны с недостатками в организационной работе. Для их решения необходимо принятие специальных нормативных актов с требованиями к обеспечению надежности энергосистем. 

Необходимо отметить, что в области электроэнергетики функции по нормотворчеству находятся у Минэнерго России. Федеральным законом "Об электроэнергетике" введен новый вид нормативного правового акта — требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Есть график подготовки таких документов, два из них уже утверждены и зарегистрированы Минюстом.

- Как отразилась на работе в ведомстве ситуация с арестом главы Северо-Западного управления Ростехнадзора?

— Это событие нанесло большой удар по репутации всего Ростехнадзора. Для нас это было неожиданностью. Никаких сигналов, что в Северо-Западном управлении происходит что-то неладное ни от сотрудников, которые там работают, ни от поднадзорных, ни от правоохранительных органов нам не поступало. В настоящее время по этому делу проходит один человек. Мы получаем всю информацию из СМИ и исходя из этого, эпизод, который ему вменяется, непосредственно к исполнению обязанностей в Ростехнадзоре имеет косвенное отношение. Вместе с тем, напомню, что сейчас ведется следствие, и я полагаю, что правоохранительные органы во всем разберутся.

- Планируется ли после этого случая ввести регулярные проверки сотрудников ведомства?

— Что касается непосредственно Северо-Западного управления, то по моему поручению сразу же была организована внеплановая проверка. Есть нарушения, но они не носят коррупционного характера и связаны с выполнением основных функций сотрудников. 

Что касается масштабных проверок в отношении сотрудников, то у нас нет таких полномочий, и более того, нет полномочий заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Но плановая системная работа по профилактике и предотвращению коррупционных проявлений в службе ведется.  

- А с чем могут быть связаны такие коррупционные проявления в ведомстве?

— Отмечу, что коррупция — это системная проблема. Связана она, в первую очередь, с достаточно низкими зарплатами сотрудников. Самый младший инспектор на территории получает зарплату в районе 22 тысяч рублей. Это со всеми выплатами, премиями и прочее. Главный инспектор — около 26-30 тысяч рублей. А полномочия, которыми они обладают, и объем работы — огромный. Коррупции, конечно, нет оправдания, но согласитесь, такая ситуация иногда ведет к тому, что могут появиться соблазны. 

С системной проблемой надо бороться на системном уровне. Мы, со своей стороны, совершенствуем административные процедуры таким образом, что коррупционные проявления либо становятся затруднительными, либо проще выявляются.

За центральным аппаратом и территориальными органами Ростехнадзора закреплены сотрудники правоохранительных органов. С ними у нас налажено тесное взаимодействие и ежедневный контакт. Совместно мы выявляем признаки коррупционных проявлений вокруг наших сотрудников. Кроме того, за предыдущие два года в МВД нами было отправлено более 50 обращений для проверки сведений в отношении граждан и работников службы, возможно, причастных к совершению противоправных действий, для принятия процессуальных решений. 

Безусловно, громкие случаи привлекают к себе внимание, но хочу отметить, что в прошлом году общее количество проявлений коррупционного характера в Ростехнадзоре по отношению к 2016 году снизилось на 32%. В абсолютных цифрах в 2017 году их число составило 12, в 2016 году – 19. В этом году у нас идет примерно такая же статистика, как и в прошлом году — одно событие в месяц. То есть в целом по  региональным управлениям их сейчас 6. Мы выполняем весь комплекс предусмотренных мер для снижения этого показателя. 

- Недавно появилась информация, что Ростехнадзор участвует в благотворительности. Расскажите об этом подробнее. 

— Наши работники добровольно, кто сколько считает нужным, отчисляют средства в фонд помощи детям – сиротам. В этот раз мы помогаем ребятам, страдающим особенностями развития, инвалидностью и тяжелыми заболеваниями. Собранные средства направляются на медицинское лечение, коррекционное развитие и реабилитацию детей. Мы стали проводить такие акции 4 года назад. За это время удалось помочь значительному числу сирот со сложнейшими диагнозами. Я благодарен всем сотрудникам, которые принимают в этом участие и надеюсь, что к нам присоединятся и другие люди.

Обсудить
Рекомендуем