МОСКВА, 9 окт – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Международный валютный фонд (МВФ) в октябрьском обзоре улучшил прогноз по экономике РФ — теперь на следующий год прогнозируется рост на 1,8%. В апреле и июле МВФ писал, что российская экономика прибавит 1,7% в 2018 году и только 1,5% в 2019 году. Ожидания по динамике ВВП РФ на текущий год не изменились.
В то же время фонд ухудшил прогноз роста экономики США в 2019 году до 2,5%, Китая — до 6,2%. Показатели на текущий год остались без изменений — 2,9% и 6,6% соответственно. Аналитики фонда поясняют, что во многом понижение прогноза на будущий год связано с торговыми войнами между крупнейшими мировыми экономиками.
Опрошенные агентством "Прайм" аналитики считают прогноз МВФ по России, который сделал ставку на рост цен энергоносителей, довольно оптимистичным. Все-таки сырьевые цены подвержены сильной волатильности, а эффект от резкого скачка цен на нефть проявится уже в текущем, а не в следующем году. При этом эксперты соглашаются с прогнозом МВФ по Китаю и США — торговые войны крайне негативно сказываются на экономике обеих стран, однако Китаю может не поздоровиться сильнее Америки.
ОТКУДА ВОЗЬМЕТСЯ РОСТ В РФ
Основной причиной для повышения прогноза по РФ стали ожидания сохранения сравнительно высокого уровня цен на рынке энергоносителей в следующем году, так как фактор внутреннего спроса, скорее всего, окажется под серьезным давлением, замечает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович.
По его мнению, прогноз МВФ по росту российской экономики до 1,8% — довольно оптимистичный сценарий. Похоже, что в своих расчетах МВФ делал акцент именно на нефтяных ценах, которые могут сохраниться на комфортном уровне и в следующем году. При этом негативное влияние на экономику от факторов реализации налоговой и пенсионной реформ недооценивается. Экономика РФ в текущем году вырастет на 1,6-1,8% и замедлится в 2019 году до уровней 1,3-1,6%, считает эксперт.
Аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук также считает преждевременными выводы о влиянии роста нефтяных цен. На сырьевом рынке будет продолжаться период высокой волатильности, а значит нет гарантий, что в 2019 году цена нефти будет сохраняться вблизи нынешних значений, отмечает он. Судить об этом можно будет после окончательного решения США по иранскому экспорту.
По словам эксперта, даже если нефть консолидируется выше 80 долларов за баррель в следующем году, нужно учитывать сравнительно небольшую добавленную стоимость этого сегмента в структуре ВВП. Перечень сдерживающих факторов куда шире: дополнительные санкции, повышение НДС и тарифов ЖКХ, замедление потребительской активности, а также вероятный выход инфляции за рамки прогнозов ЦБ РФ, что может провоцировать повышение ключевой ставки.
"Исходя из этого, мы прогноз по росту ВВП на 2019 год пока не пересматриваем — 1,5% при благоприятном сценарии, а эффект от нефтяных цен реализовался в этом году, поэтому рост по итогам 2018 составит 1,7-1,8%", — прогнозирует Кравчук.
Аналитик Промсвязьбанка Михаил Демиденко считает, что экономика РФ в 2018 году прибавит 1,72%. "Что касается прогноза на 2019 год, мы придерживаемся более осторожных оценок", — говорит он.
Демиденко ожидает некоторого ужесточения монетарной политики для борьбы с инфляционными шоками, что безусловно, отрицательно скажется на темпах роста ВВП. Помимо этого, фискальная политика на следующий год не будет стимулировать экономику. Предусматривается увеличение профицита бюджета до 1,9 триллиона рублей в 2019 году, или 1,8% ВВП, тогда как в 2018 году планируется профицит в 0,5% ВВП, напоминает он.
Ко всему прочему, нельзя назвать устойчивой структуру текущего роста, так как потребление домашних хозяйств поддерживается за счет увеличения реальных зарплат и кредитования населения. "Неутешительный вывод: источник роста в текущем моменте – коньюнктура. Текущие темпы роста ВВП хоть и соответствуют равновесным темпам (2% год к году), но в основе их лежат не фундаментальные факторы", — поясняет он.
По оценке главного экономиста "Уралсиба" Алексея Девятова, прогноз МВФ в значительной мере опирается на увеличение темпов роста экономики РФ в первом полугодии. Однако уже во втором полугодии 2018 года значительный негативный эффект на экономику страны окажет девальвация рубля в апреле и августе, рост турбулентности на финансовых рынках и усиление неопределенности в отношении перспектив дальнейшего развития страны, замечает он.
Также необходимо отметить, что одним из ключевых негативных факторов является возможное усиление санкционного давления на РФ, говорит Девятов. Если в США будут приняты законы, предусматривающие жесткие санкции в отношении российского суверенного долга и банковской системы страны, то это приведет к новому витку девальвации рубля, резкому ослаблению потребительского спроса, сокращению реальных доходов населения. Опасаясь такого развития событий предприятия уже сейчас корректируют объемы инвестиций в основной капитал и запасы материальных оборотных средств.
"Не случайно в августе темпы роста экономики РФ снизились, по нашей оценке, до 1,3% год к году", — уточняет он.
В следующем году серьезным фактором торможения экономики станет принятое решение об увеличении НДС, напоминает экономист. Поэтому в 2019 году рост ВВП составит только 1,3%. "Рост налоговой нагрузки всегда крайне негативно влияет на темпы роста экономики, а рост НДС на 2 п.п. — очень серьезное увеличение", — объясняет он.
ДВЕ СИЛЬНЕЙШИЕ ЭКОНОМИКИ
Если в случае с Россией аналитики не согласны с прогнозом МВФ, то относительно ожиданий по Китаю и США — они в консенсусе с фондом.
Торговое противостояние окажет очевидное давление на экономику обеих держав, однако, Китай в среднесрочной перспективе продолжения конфликта будет сдавать позиции более активно, считает Покатович. По его мнению, США и Китай, вероятно, в полной мере понимают последствия торговых войн как для внутренних экономик, так и для глобального экономического роста, однако, решение вопроса о прекращении данного конфликта вряд ли лежит в экономической плоскости.
По мнению Девятова, снижение прогнозов по экономике Китая выглядит адекватным. Прямой ущерб от введенных (а также обещанных) американцами пошлин как раз составляет примерно 0,2-0,3% китайского ВВП. Противостояние США и КНР смещается все больше в политическую плоскость, что несет в себе дополнительные риски и для экономики Поднебесной, уверен он.
Оценки МВФ в отношении США и Китая вполне обоснованы, также считает Кравчук. Экономики этих стран очень тесно связаны между собой, но Трамп рассчитывает, что политика протекционизма будет способствовать росту экономики США, что является довольно спорным моментом. Вашингтон не будет сворачивать с выбранного курса, так как уверен в его правильности и, вероятно, готов к переходному периоду, в течение которого бизнес должен будет приспособиться к новым условиям сотрудничества с китайскими партнерами, замечает эксперт.