Энергетика

Путешествие за энергией будущего: как Швейцария гарантирует энергобезопасность

Читать на сайте 1prime.ru

ЖЕНЕВА/СЬОН, 24 окт — ПРАЙМ. "Прежде чем войти в тоннель необходимо расписаться в журнале посещений. На выходе тоже надо будет расписаться. Мы понимаем, что вы никуда не денетесь, но это требование безопасности, чтобы знать, что с вами ничего не случилось", — объясняет нам Эннио Синигалиа, гендиректор "Транситгаз", компании-оператора швейцарской части магистральной газовой трубы, идущей из Германии на юг Европы.

Мы стоим на входе в тоннель, по которому газ направляется в сторону Италии. Это единственный в мире высокогорный трубопровод, протяженностью почти 300 километров. Один из трех основных инвесторов трубы – швейцарская компания GazNat — впервые открывает для журналистов допуск к этой части стратегической инфраструктуры страны и рассказывает о том, как Швейцария может обеспечить свою энергетическую безопасность.

Нам раздают каски, жилетки со светоотражающими элементами и фонарики, и мы идем за Флорианом Линдером, менеджером Transitgas по распределению и газопроводам. В тоннеле холодно и сыро, все стены покрыты бетоном, чтобы избежать осыпания горной породы, а под огромной трубой течет настоящий ручей.

"Это естественная вода из горы. Ручей не несет в себе никакой особой функции, но если по желобу не течет вода, то для нас это повод задуматься, все ли в порядке с состоянием горной породы", — объясняет он.

Чуть глубже в тоннеле приходится зажигать фонарик и внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить в лужу. По горам трубопровод тянется на 38 километров и проходит через 16 тоннелей. В некоторых даже установлены рельсы для подъемников, так как уклон направления ветки на некоторых участках составляет от 40 до 90 градусов.

"Если надо переправить контрабанду, то это можно сделать через этот тоннель. До Италии тут никакой таможни. Только идти будет тяжеловато", — шутит Синигалиа, когда мы подходим к участку трубы, который уходит вверх под уклоном в 40 градусов.

На покрытой известняковым налетом трубе то тут, то там видны маркировки протяженности и другие технические разметки. Внезапно взгляд упирается в нарисованное розовым маркером сердечко с полустертой надписью. Видимо, местные газовщики не лишены романтики.

"Мощность этого газопровода равняется 25 АЭС", — гордо рассказывает нам генеральный директор GazNat Рене Бауц.

По его словам, Transitgas в основном получает газ из Норвегии и Нидерландов, из Гронингенского газового месторождения, еще около 30% газа идет из России, через немецкого посредника. Все это идет по трубопроводу на юг. Но с 1 октября 2017 года Transitgas начал в тестовом режиме делать реверсивные поставки газа – уже из Италии во Францию и Германию, или из Франции в соседние страны.

Италия уже давно планирует стать крупнейшим газовым хабом в Европе, чтобы через собственную внутреннюю систему поставлять газ в соседние страны. И для Москвы это открывает новые перспективы, так как газ для реверсных поставок используется, в том числе, российский. К примеру, в 2017 году в Италию было поставлено 23,8 миллиарда кубометров российского газа. А строящаяся по дну Черного моря вторая ветка "Турецкого потока" позволит поставлять еще 15,75 миллиарда кубометров газа в год. В перспективе это укрепит и без того прочное положение российских газовщиков на европейском рынке, даже с учетом поставок в Европу после 2020 года азербайджанского газа по Трансадриатическому газопроводу.

К слову, в 2019 году специалисты "GazNat" собираются посетить участок прокладки Трансадриатического газопровода. Ту его часть, которая пройдет по дну моря между Албанией и Италией, чтобы изучить новые технологии.

"С севера на юг мы ежегодно переправляем порядка 17 миллиардов кубометров газа. В обратную сторону это будет около 8-10 миллионов кубометров, но все зависит от рынка. Пока мы не видим большого спроса. Италия у нас пока не просила увеличивать реверсивные поставки, но мы готовы к этому. Нам для разворота потока сейчас требуется только один час. Итальянцам же для калибража обычно нужно до 8 часов", — объясняет мне Синигалиа.

Крупные реверсивные поставки из Франции также пока проблематичны, так как французский газ идет уже с отдушкой, из соображений безопасности. Тогда как в Германии, к примеру, для химического производства требуется газ в натуральном виде, без запаха. Поэтому Transitgas придется сначала очищать французский газ. Германия для этих целей строит специальную инфраструктуру на границе со Швейцарией, однако в GazNat думают использовать свои технологии.

Еще один проект – строительство резервного хранилища для газа в Обергестельне. Несколько резервуаров обойдутся в почти 500 миллионов швейцарских франков, но это вклад в будущую энергетическую безопасность страны. Официально правительство Швейцарии не требовало никаких обязательств, но GazNat будет готова в случае чрезвычайной ситуации или войны предоставить свой газ из этих хранилищ на нужды государства, объясняет Рене Бауц. По его словам, GazNat в целом пытается диверсифицировать источники энергии, делая уклон в сторону возобновляемых ресурсов – солнца и ветра, а также создает места для ее хранения, чтобы использовать в пасмурную или безветренную погоду.

ИННОВАЦИИ НА БОРЬБУ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

В 1973 году GazNat совершила революцию и впервые в мире продолжила трубопровод по дну женевского озера Леман с максимальным погружением на глубине 310 метров. Операция была крайне сложной – необходимо было учесть осадку грунта, давление воды, соблюсти экологические нормы. К работам был привлечен даже известный швейцарский океанолог Жак Пикар, который в 1960 году опускался на дно Марианской впадины. Он предоставил батискаф для контроля за прокладкой труб.

На этом эксперименты с новыми технологиями не закончились. По словам генерального директора Рене Бауца, сокращение выбросов СО2 в атмосферу и переход на экологические виды топлива в настоящее время являются одними из основных вызовов для компании.

"Но эти же вызовы являются для нас и большими возможностями", — говорит он.

В GazNat уверены, что природный газ, как наиболее экологичный вид топлива, может способствовать плавному переходу в будущем на экологический биогаз, а затем и на синтезируемый и возобновляемые источники энергии – солнце и ветер. Именно поэтому компания уже несколько лет финансирует передовые разработки в области энергетики. Так, по ее инициативе в Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL) были открыты две новые кафедры – кафедра термальной энергетики и кафедра углеродной химии. А несколько исследований нам показали прямо на месте, в филиале EPFL в Сьоне, куда журналистов привезли после экскурсии по газопроводу.

Первым нас встретил доктор Норис Галланда. Он занимается разработкой и тестированием реактора по технологии Power-to-Gas, с помощью которого можно будет энергию из возобновляемых источников превращать в метан. Галланд ведет нас на крышу здания. Здесь установлены солнечные панели для его исследования, все под разным углом.

"Это чтобы понять, при каком состоянии получаешь максимум энергии", — объясняет он.

Прямо под крышей установлены батареи, которые собирают в себе солнечную энергию. Вес каждого блока из 6 штук – 4 тонны, мощность 72 квт/ч. Рядом для сравнения расположены более легкие никелевые батареи, весом всего по одной тонне. Еще на этаж ниже эта энергия используется для электролиза, после чего полученные водород обогащают СО2 из атмосферы и он превращается в синтетическое топливо – метан, который хранится тут же в больших баллонах.

"Видите, из излишков энергии мы получаем топливо, которое можно хранить в легких емкостях, и они не занимают много места, в отличие от батарей. Это тестовая модель, но в начале следующего года мы планируем установить такой реактор на одной из электростанций", — вдохновленно заявляет руководитель исследовательской группы.

Другой проект ведет профессор Рафаэлла Буонсанти, молодая женщина с копной кудряшек. С первого взгляда и не скажешь, что она руководит группой ученых, которая пытается превратить СО2 в природный газ. Они работают над созданием прибора, который позволит воспроизвести фотосинтез и при помощи возобновляемых источников энергии переработать СО2 в метан. В настоящее время группа тестирует катализаторы из наночастиц, используя которые из воды и электричества можно получить метан и водород.

"Мы пока не дошли до того уровня, когда мы можем получать только метан, но мы движемся в верном направлении", — уверенно заявляет Буонсанти.

Третий проект нам представляет выходец из Индии, профессор Кумар Варун Агравал. Его группа занимается тестированием графеновых мембран, которые помогут отсеивать СО2.

"Мы не работаем напрямую с учеными, которые получили Нобелевскую премию за опыты с графеном, но мы в курсе того, что они делают", — говорит Агранвал в ответ на мой вопрос, сотрудничает ли его группа с Андреем Геймом и Константином Новосёловым.

Профессор показывает нам крошечную графеновую мембрану размером в 1 миллиметр. По его словам, в ней при помощи различных технологий проделаны крошечные отверстия, через которые будет "просеиваться" СО2. В планах группы – увеличить эту мембрану для использования в промышленных масштабах. Пока же ученые тестируют все возможности на минимембранах.

"Вот тут у нас дополнительный эксперимент. Вы можете увидеть, что мембрана находится в воде. Это мы пытаемся заставить воду кипеть при 40 градусах. Пока нам удалось добиться цифры в 90 градусов, но все впереди", — живо объясняет он, указывая на колбу с водой, в центре которой находится еще одна колба, с мембраной, через которую пропускают газ.

Обсудить
Рекомендуем