Статья

Катастрофа с MAX 8 "подкосила" Boeing, но шансы еще есть

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 13 мар — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Количество отказов от использования Boeing 737 MAX 8 после катастрофы в Эфиопии нарастает, как снежный ком. Европейское авиационное агентство вовсе приостановило их полеты в ЕС. К бойкоту подключаются и другие страны. Де-факто "на прикол" встала большая часть парка MAX 8. По данным Flightradar24, их продолжают использовать лишь перевозчики США.

Капитализация Boeing упала на $26,6 млрд после катастрофы в Эфиопии

Это вторая катастрофа с самолетами данной модели за пять месяцев: 29 октября 2018 года разбился лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air. Тогда Boeing заверил, что обновил программное обеспечение. Однако, судя по случившемуся в Эфиопии, это не вполне помогло. По данным американских СМИ, корпорация якобы скрыла информацию о дефектах данной модели. Предположительно, эти самолеты могут произвольно уходить в пике с фатальным исходом.

Авиакатастрофа в Эфиопии всколыхнула весь авиационный мир и совершенно справедливо, считает председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. "Помимо того, что это всегда трагедия, уносящая жизни и заставляющая искать виновных, в данном случае есть ощущение буквально фотографического сходства с тем, что произошло в Индонезии в октябре прошлого года. Пока это не доказано, но реакция авиационной общественности и властей США заставляет задуматься", — сказал он.

Подобные повторы, по словам эксперта, всегда указывают на неэффективность работы по безопасности полетов и действий ответственных госорганов. "Мы видим, что Европа не только отказалась от использования Boeing 737 MAX, но и запретила их пролет над своей территорией. На место катастрофы выехали не только представители авиакомпании, но и представители подконтрольного президенту Национального бюро США по расследованию происшествий на транспорте. Это знак того, что ситуация более чем серьезна", — говорит он.

ЧТО БУДЕТ С BOEING

Руководство Boeing заверяет в безопасности MAX 8, но эксперты считают две катастрофы в такой короткий промежуток времени серьезной репутационной потерей для концерна. С момента трагедии в Эфиопии концерн потерял 26,6 млрд долларов капитализации. Его акции рухнули более чем на 11% за два дня.

По словам Смирнова, теперь следует дождаться выводов комиссии. Если она подтвердит факт повторного отказа системы регулирования полетов, то Boeing ждут серьезные проблемы. На нее возложат компенсацию всех убытков – выплаты не только родственникам погибших, но и выплаты за сам самолет и работу комиссии. В сумме это может составить миллиарды долларов, что станет для компании серьезным ударом.

В свою очередь, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко полагает, что дела обстоят не столь плачевно.

"Конечно, многие будут рады переложить все потери на производителя, но для этого комиссия должна однозначно установить, что именно он виновен в катастрофе. Если же причины другие – теракт, ошибка пилота, огрехи в обслуживании – платить будут виновные", — отметил он.

По мнению Крамаренко, технические недоработки – не редкость у новых моделей самолетов. "Риск неприятностей есть, но компания может быстро внести коррективы в ПО, если это необходимо. Вряд ли там критические проблемы. Boeing может компенсировать авиакомпаниям убытки скидками на новые заказы, а спустя время о катастрофах и вовсе позабудут. Возможно, кто-то откажется от новинки, но не в массовом порядке", — уверен он.

Эксперт напомнил, что Boeing занимается не только гражданским авиапромом – его портфель заказов расписан на 10 лет вперед и в нем немало военной продукции. Без работы концерн не останется, а его продукция все равно будет востребована в долгосрочной перспективе, уверен он.

ЭФФЕКТ ДЛЯ АВИАРЫНКА

Он назвал удачей тот факт, что массовые отмены полетов 737 MAX 8 пришлись на низкий сезон в Северном полушарии. На фоне избытка провозных емкостей найти альтернативу на ближайший период возможно. Тем более, доля этих моделей в парках авиакомпаний невелика, их используют, прежде всего, в США и Азии.

"Безусловно, будут отмены и переносы рейсов, задействуют другие борта, прежде всего, там, где MAX 8 много, а сезон высокий. Но в общей массе это не окажется критичным", — уверен он.

Массовых отмен рейсов ожидать не стоит, согласен старший аналитик банка "Уралсиб" Денис Ворчик. "С начала запуска производства Boeing поставил менее 400 самолетов этого типа, основная часть которых досталась американским авиакомпаниям", — напомнил он.

Россию проблема и вовсе не должна затронуть. Авиакомпания S7 – единственная в стране, у кого есть два таких борта. Она приостановила их эксплуатацию до получения информации о причинах катастрофы. Приобрести MAX 8 планируют "Победа", "Ютэйр" и "Уральские авиалинии". Они заявили, что пока от планов не отказываются, но осуществят сделку лишь после получения полных гарантий безопасности.

КОНКУРЕНТЫ ОЖИВИЛИСЬ

Удар по репутации американского производителя – отличная возможность для его конкурентов, указывают эксперты. По словам Ворчика из "Уралсиба", переговорная позиция Boeing заметно ухудшилась и, скорее всего, некоторые авиакомпании будут обсуждать изменение условий контрактов или отказываться от приобретения самолетов Boeing 737 MAX в пользу среднемагистральных самолетов его конкурента Airbus. Прежде всего, речь идет об Airbus-320 – модели, напрямую конкурирующей с Boeing 737.

Airbus сворачивает производство крупнейшего в мире пассажирского самолета A380

Европейский концерн не столь увлечен автоматикой, как заокеанские конкуренты. Его модели эксплуатируют и будут с удовольствием эксплуатировать, полагает Смирнов.

"Что касается российского авиапрома, то отчасти заменить 737 MAX может SSJ-100 и новинка МС-21. Она того же класса, и, надеюсь, к 2020 году пройдет сертификацию. Вообще, это серьезный повод вернуть себе лидирующие позиции в авиапроме – ведь наши самолеты всегда с успехом эксплуатировались и подобных нареканий не было", — отметил он.

Китай, который также активно развивает свой авиапром, сейчас тоже создает аналогичный 737 MAX лайнер. Однако, по мнению Крамаренко, новинки – это проекты будущего. Авиакомпаниям же нужны хорошо обкатанные машины. Такие в большом количестве на сегодня лишь у двоих, а это означает, что отказаться от "американцев" в ближайшее время не удастся. У того же Airbus тоже все расписано на 10 лет вперед – увеличить производство вдвое они не смогут, подытожил он.

Обсудить
Рекомендуем