С.-ПЕТЕРБУРГ, 15 мая — ПРАЙМ. Банк России обратил внимание на большое количество "квазипубличных" компаний в стране: из 1,6 тысячи публичных обществ только около 220 торгуются на бирже, сообщила директор департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Елена Курицына.
По ее словам, по состоянию на апрель в России было 1,6 тысячи публичных акционерных обществ. Из них 400 были публичными только потому, что сами себя такими назвали. Более 900 — это общества, которые, в том числе на заре приватизации, делали приватизацию таким образом, что у них был слишком большой круг приобретателей акций по подписке. И лишь 220 с небольшим компаний — это компании, которые торгуются на публичных биржевых площадках, сказала она, выступая на Петербургском международном юридическом форуме.
"Я делаю все допущения, что эти 220 компаний — которые допущены к торгам на бирже, но при этом с их акциями в год может ни одной сделки не совершаться. Но в принципе хотя бы у вас есть бумага в биржевом стакане, и чисто теоретически можно говорить, что с точки зрения рынка ценных бумаг она является публично доступной. Все остальные — либо сами себя назвали публичными, либо являются последствиями приватизации", — сказала она журналистам в кулуарах форума.
"Мы сохраняем значительное количество компаний, которые являются по сути квазипубличными. Потому что их ценные бумаги, несмотря на то, что являются публичным, они не являются публично доступными для широкого интереса, а с другой стороны, мы имеем ещё большее количество квазинепубличных обществ", — отметила она.
Поэтому, по ее словам, ЦБ РФ предлагает начать дискуссию в профессиональной среде на тему того, имеет ли смысл публичными считать только те компании, акции которых торгуются на бирже.
"Возникает вопрос. Когда мы смотрим на нормы гражданского кодекса, мы видим, что публичность корпоративная и публичность гражданско-правовая отталкиваются в своём определении от публичности ценно-бумажной. Если акции очно торгуются на аккредитованном рынке, если когда-то было открыто публичное предложение, то общество должно быть публичным, но и позволяет быть публичным обществу, которое само хочет таким быть… Может, следует сделать дальнейший шаг и сказать, что гражданско-правовая публичность должна быть увязана с публичностью ценно-бумажной, с тем, что акции компании доступны для публичного оборота", — пояснила она.