МОСКВА, 1 янв — ПРАЙМ. Судовладельцам во всем мире с 1 января придется отказаться от использования высокосернистого топлива — вступает в силу новый стандарт Международной морской организации (IMO) о снижении содержания серы в судовом топливе с 3,5% до 0,5%.
При этом в зонах SECA (морские бассейны Северной Европы и 200-мильная зона вокруг США) требование по содержанию серы в топливе не выше 0,1% действует еще с 2015 года. Также рассматривается вопрос о присвоении статуса SECA и морским бассейнам Южной Европы.
Морской транспорт дает 13% мировых выбросов диоксида серы из-за сжигания дешевого мазута. Суда обеспечивают перевозку 90% грузов в глобальной торговле, при этом торговый флот ежегодно потребляет более 200 миллионов тонн мазута. IMO рассчитывает, что уже в 2020 году выбросы диоксида серы за счет внедрения новых требований уменьшатся на 80%.
ТОПЛИВНЫЕ ВАРИАНТЫ
Способов "очистить" выбросы и сократить содержание серы в потребляемом топливе несколько. Ряд компаний переходит на закупки низкосернистого топлива. Есть вариант установки на суда специальных устройств очистки тяжелого судового топлива — скрубберов, а также использования вместе флотского мазута альтернативных видов топлива, например, сжиженного природного газа (СПГ).
Агентство Arctic Securities ожидает, что скрубберы к концу 2021 года будут установлены на 4% судов мирового торгового флота. Эксперты Arctic Securities отмечают, что влияние требований IMO на спрос на нефть будет позитивным, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на спрос на танкеры — в 2020 году он увеличится на 3%.
Крупнейшая российская судоходная компания "Совкомфлот" сделала выбор в пользу перевода флота на СПГ. Его использование позволяет на 30% снизить выбросы в атмосферу углекислого газа, на 94% — оксидов азота и на 100% — оксидов серы и сажи. Компания уже эксплуатирует шесть крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, работающих на СПГ, еще пять строятся. При этом все суда группы "Совкомфлот" готовы к переходу на использование топлив с содержанием серы на уровне 0,5%.
Как говорил в январе прошлого года председатель совета директоров компании Сергей Франк, в 2020-2025 годах ожидается следующая волна регулирования отрасли, которая будет связана с сокращением выбросов парниковых газов, оксидов серы, оксидов азота и сажи в акваториях Средиземноморья, прибрежных водах Китая, Японии, Мексики, Австралии, Панамском канале.
Часть судов российской транспортной группы Fesco уже сейчас использует низкосернистое топливо. Кроме того, у компании есть опыт эксплуатации судов на ультранизкосернистом топливе (до 0,1% серы) при перевозках в страны Европы.
Северо-Западное пароходство
Датская Moller-Maersk уже использует низкосернистое топливо, а также совместно с Lloyds Register изучает различные новые виды топлив, в том числе этанол, биометан и аммиак. Maersk пока не рассматривает перевод флота на использование СПГ, но к 2050 году собирается уйти от использования ископаемых видов топлива для своих судов.
БЕЗ ПЕРЕБОЕВ?
Перевод торгового флота на новое экологическое топливо с низким содержанием серы требует от компаний и обслуживающих судоходство отраслей тщательной подготовки и затрат. При этом эксперты расходятся в оценках последствий такого перехода.
Ряд аналитиков полагает, что переход на новый стандарт судового топлива и ввод акцизов на мазут в РФ могут привести к росту тарифов на электрическую и тепловую энергию для российских потребителей.
Ограничения по объему выбросов вредных веществ в атмосферу приведут к сокращению доходов компаний из сферы морских перевозок, считают эксперты Moody's. Fitch полагает, что ужесточение правил по топливу может привести к увеличению затрат и капвложений судоходных компаний, и эти затраты могут быть переложены на их клиентов. Как отмечает агентство, многие судоходные компании уже начали внедрять топливные сборы.
Российские судоходные компании не исключают повышения в 2020 году фрахтовых ставок на фоне перехода на низкосернистое топливо. Судовладельцы обосновывают это тем, что судовое топливо значительно вырастет в цене. При этом необходимость переоборудования части флота, например, установки на суда скрубберов, а также конкуренция между экономичными и неэкономичными судами может привести к дефициту тоннажа и росту фрахтовых ставок.
Ряд компаний ожидает сложностей с бункеровкой топливом, подходящим под требования IMO, однако серьезного дефицита рынок не опасается.
Замминистра транспорта РФ Юрий Цветков в ноябре говорил, что в целом в мире есть риски возникновения дефицита низкосернистого топлива, его качества, а также повышения стоимости. При этом замминистра отмечал, ссылаясь на данные Минэнерго, что в России будет обеспечено достаточное производство низкосернистого топлива, а также его доставка в порты.
"Газпром