Вчера Аэрофлот опубликовал показатели за 2019 год по МСФО. Мы полагаем, что на данный момент финансовая отчетность сама по себе отнюдь не является ключевым фактором, определяющим отношение инвесторов к акциям компании. Дело в том, что она пока еще не вполне готова должным образом оценить возможные последствия эпидемии вируса COVID-19 для ее бизнеса, и это создает значительную неопределенность. На наш взгляд, следует обратить особое внимание на несколько факторов, изложенных ниже.
- Чистая прибыль превзошла ожидания. Такие показатели как выручка и EBITDA по итогам 2019 года в целом соответствуют нашим прогнозам, однако чистая прибыль оказалась значительно выше. В основном это обусловлено однократным позитивным эффектом от деконсолидации одной из дочерних структур (Донавиа), которая обеспечила дополнительную чистую прибыль на сумму около 1,5 млрд руб. Если Аэрофлот распределит в виде дивидендов 50% чистой прибыли, это может обеспечить дивидендную доходность акций на уровне 6,5%.
- Эпидемия коронавируса COVID-19. Компания еще не завершила анализ возможных последствий эпидемии. При этом менеджмент ожидает падения пассажиропотока на китайском направлении более чем на 10%. Такая оценка в общем соответствует прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которые предполагают, что спрос на пассажирские авиаперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе упадет на 13% по сравнению с предыдущим прогнозом. Как результат, ассоциация ожидает снижения спроса в АТР на 8,2% относительно предыдущего года. Глобальный спрос на авиаперевозки, по оценкам IATA, в 2020 году может сократиться на 0,6% (в декабре прогнозировалось, что он вырастет на 4,1%). Аэрофлот уже оптимизировал график полетов в Китай, однако пока не собирается полностью приостановить перевозки на этом направлении. В компании понимают, что после вспышки коронавируса в Италии ей также придется сократить число рейсов в эту страну. В частности, уже есть новости о том, что Победа сократит число полетов в Италию в связи с падением спроса.
- Баланс между возможностями компании и спросом. Аэрофлот дал понять, что баланс емкостей и спроса на внутреннем рынке улучшился (доходность в результате выросла на 7,3% относительно уровня годичной давности). При этом в сегменте международных перевозок усилилась конкуренция, а увеличение емкости парка не соответствовало динамике спроса (как следствие, доходность в 2019 году упала на 1,7% относительно уровня годичной давности). В условиях эпидемии эта проблема приобретает дополнительную остроту, поскольку падение спроса в отдельных регионах, вероятно, подтолкнет авиаперевозчиков к перераспределению парка на другие направления, менее пострадавшие от коронавируса. Аэрофлот пока не готов оценить возможные масштабы и последствия такого перераспределения — для такого анализа требуется время, оценки могут быть готовы в апреле — мае. В 2020 году группа собирается получить 42 самолета, включая 22 SSJ (пять машин уже поставлено, поставка пяти была перенесена с 2019 года) и семь Boeing 373-Max.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.