МОСКВА, 20 окт – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. Рост внутреннего госдолга не дает повода для серьезного беспокойства о состоянии экономики – этот показатель у России существенно ниже, чем у развитых стран. С другой стороны, увлечение выпуском ОФЗ со стороны государства может вредить компаниям, которые также пытаются выпускать собственные облигации.
Россия продолжает наращивать внутренний госдолг — в середине октября Минфин установил очередной рекорд по размещению гособлигаций (ОФЗ). По итогам же третьего квартала ведомство выставило на продажу облигаций на 1,237 триллиона рублей, что больше квартального плана на 237 миллиардов рублей.
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, беспокоиться за российскую экономику в этой связи не стоит. Россия — страна с самым низким госдолгом среди основных мировых экономик, что говорит о ее высокой платежеспособности. Поэтому рекорды по размещению гособлигаций, которые удается совершать Минфину – признак того, что России как у заемщика очень хороший имидж в глазах кредиторов.
При этом сам факт масштабных заимствований является следствием пандемии и новой финансовой политики государства — расходная часть бюджета будет профинансирована без привлечения дополнительных ресурсов из Фонда Национального Благосостояния (ФНБ).
В условиях экономического кризиса доходная часть бюджета сокращается, а расходы, наоборот, возрастают за счет фискального стимулирования и иных антикризисных мер. Это является отражением реальности и сознательным выбором правительства. Аналогичную политику в текущих условиях проводит большинство государств, отмечает главный стратег по макроэкономике и долговым рынкам "АТОН" Александр Кудрин.
В период пандемии спрос в экономике сильно снизился, как со стороны населения, так и бизнеса. Если бы правительство не наращивало госдолг, вероятно, было бы еще большее снижение спроса на кредиты, добавляет главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.
БИЗНЕС ОКАЖЕТСЯ КРАЙНИМ
При этом эксперты несколько по-разному оценивают повышенную активность Минфина на рынке внутреннего долга.
С одной стороны, умеренный рост долговой нагрузки государства – это хорошо, правительство может потратить эти деньги на повышение уровня жизни граждан, поддержку населения в кризис.
"Низкий уровень госдолга может привести к отказу от дополнительных заимствований, что сдерживает рост денежной массы и препятствует расширению экономики", — комментирует доцент кафедры математических методов в экономике РЭУ им. Г.В. Плеханова Никита Моисеев.
С другой стороны, рекордное размещение ОФЗ ухудшает ситуацию на внутреннем долговом рынке и негативно сказывается на многих сферах экономики, считают эксперты.
"Предприятия, которые тоже пытаются привлечь средства за счет выпуска облигаций и не могут это сделать из-за сильной конкуренции с гособлигациями, которые являются приоритетными и более надежными для инвесторов, вынуждены обращаться в банк за более дорогими деньгами, в частности, за банковскими кредитами. Это несомненный негатив для экономики", — объясняет Тихомиров.
ПРОДОЛЖАЕМ ЗАЛЕЗАТЬ В ДОЛГИ
При этом, когда пандемия закончится и спрос начнет восстанавливаться, правительство все равно будет активно занимать деньги, придерживаясь намеченного плана – нарастить госдолг в ближайшие два года до уровня 20% ВВП и выше, прогнозируют эксперты.
По итогам года объем эмиссии ОФЗ может составить 4,8-4,9 триллиона рублей. По оценкам Минфина, в 2021 году отношение госдолга к ВВП может приблизиться к 21%.
Кудрин из "АТОН" отмечает, что это чрезвычайно низкий показатель и не представляет никакой угрозы для экономической стабильности. Для сравнения, госдолг США составляет 110% ВВП, госдолг Японии — 240% ВВП, Германии — 60% ВВП.
"Даже если внутренний госдолг через какое-то время будет составлять больше 20% ВВП, а внешний – больше 10%, а в сумме мы выйдем на 30-35% от ВВП, то это все равно меньше, чем у других стран", — замечает Тихомиров.
Здесь очень важно соблюсти баланс — держать госдолг на таком уровне, который давал бы максимальный стимул экономическому развитию, и при этом не повышал риски дефолта. Об этом международные аналитики постоянно предупреждают США, чей госдолг то и дело превышает установленную планку.
Впрочем, России об этом задумываться пока рано. Рост российского госдолга можно воспринимать как позитивное явление, которое позволит направить дополнительные средства на поддержку экономики по весьма демократичной процентной ставке, считает Моисеев.
При этом с точки зрения денежного рынка заимствования Минфина нейтральны, так как деньги, которые изымаются с рынка, через некоторое время возвращаются на него через бюджетные расходы, заключил Кудрин.