XIV форум «People Investor: Устойчивое развитие в эпоху «джокеров» провела Ассоциация менеджеров 2 декабря 2021 года на площадке ММПЦ «Россия сегодня». Топ-менеджеры крупных компаний и представители научного сообщества обсуждали управленческие стратегии и тактики, эффективность стандартных решений в период неопределенности и глобальных вызовов.
«Ассоциация менеджеров первая начала консолидировать социально ответственный бизнес на площадке форума «People Investor: компании, инвестирующие в людей». И сегодня мы проводим форум в 14-й раз. Каждый форум следовал новой теме, которая отражала наиболее часто встречающиеся запросы и обозначала новые вызовы. Сегодня мы выбрали тему «Устойчивое развитие в эпоху «джокеров». В условиях, когда пандемия стала тем самым событием с низкой вероятностью реализации, то есть «джокером», мы уделяем особое внимание краткосрочному и долгосрочному планированию с учетом «джокеров», зарождающихся тенденций, способных значительно изменить общество, бизнес, государство и жизнь в целом», — открыл форум Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров.
«Влияние цифровизации на бизнес, на людей, очевидно, но нелинейно», — заявил директор Центра научно-технологического прогнозирования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. Большинство современных стратегий российских компаний основаны на очевидных трендах и имеют небольшой временной горизонт в 5-10 лет. В то время как большинство зарубежных организаций делают ставку на реализацию «джокеров» — событий с низкой вероятностью, но масштабными эффектами: социальными, экономическими, демографическими, финансовыми, ценностными, управленческими.
«Самый серьезный «джокер» в том, что время «сжимается». Те события, которые, по нашему мнению, должны произойти через 30-50 лет, произойдут гораздо быстрее, может быть, уже в этом десятилетии. И это серьезный управленческий «джокер», который диктует потребность в проактивной системе форсайта, прогнозирования и планирования, управления трендами. Когда появится «джокер», времени копировать чей-то опыт уже не будет», — определил спикер.
Заместитель Председателя Правления Россельхозбанка Арташес Сивков отметил, что несмотря на отчетливый тренд цифровизации, личное общение с потребителем для банков остается актуальным: «Для клиента важно человеческое лицо компании, а повсеместная цифровизация лишает потребителя удовлетворения его базовых социальных потребностей. Доброта и вежливость в долгосрочной перспективе эффективнее для сохранения клиентов, чем продукты, условия которых постоянно меняются».
В отношении выстраивания стратегии в непредсказуемой ситуации Арташес Сивков отметил, что в любой непонятной ситуации необходимо следовать принципам рациональности и органичности. «Жизнь состоит не только из постоянной гонки и конкуренции. Хорошие проекты появляются не благодаря точной стратегии, а благодаря вере в свое дело и упорной работе. Важно не копировать, а идти своим путём», — подчеркнул он.
«Уникального решения, способного помочь в борьбе с «джокерами», не существует. Но если понимать природу рисков, ими можно эффективно управлять, — заявил Виктор Жидков, Председатель Правления НРД. — Мы должны ценить людей с уникальными знаниями в области классического труда, их умения спасут компанию. При этом нужно не забывать про готовность адаптироваться к вызовам времени. Наша компания всегда смотрит за горизонт и пытается смоделировать любые возможные сценарии развития событий. Подвижность, глубокая экспертиза и разнообразие сильных мнений вокруг способны нивелировать влияние «джокеров».
На передовой всех изменений находятся предприятия реального сектора экономики. Им приходится первыми реагировать на вызовы, искать инструменты для адаптации. С тем, что интеллектуальный, творческий, потенциал сотрудников — основная защита от рисков и главное условие, чтобы оставаться успешной компанией, согласна советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь» Наталья Поппель.
Она также отметила, что внедрение в систему управления и развития компании передовых технологий, в том числе предупреждающих риски, — это «инвестиции не только в собственный потенциал, но и в территории присутствия. «Северсталь», как и другие компании реального сектора, коррелируют свое устойчивое развитие с устойчивым развитием территорий присутствия. Корпоративная социальная ответственность, процессы устойчивого развития, факторы ESG — наша повседневная практика».
Главный исполнительный директор ВТБ Капитал Инвестиции, старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает, что сегодня человеческий фактор — важнейший фокус для развития ESG.
«Сегодня ESG-повестка стремительно набирает популярность во всем мире. Это своего рода вакцина, чтобы вывести людей из «новой реальности» цифрового мира и напомнить о важности вечных ценностей», — сказал Владимир Потапов.
Директор по взаимодействию с инвесторами ДОМ.РФ Алексей Пудовкин считает, что практика ESG станет нормой для финансового рынка. Он, в частности, сказал: «В последние годы ответственное инвестирование находится в самом сердце повестки развития глобального финансового рынка. Видя это, ДОМ.РФ внедряет в России лучшие мировые практики ESG в своих продуктах — в 2021 году сразу два выпуска ипотечных и инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ были включены в реестр социальных облигаций Международной ассоциацией рынков капитала ICMA».
Досконально просчитывать риски — основная компетенция сферы страхования. Но, так как «джокеров» невозможно спрогнозировать, «на первый план выходят способность компании быстро реагировать на неблагоприятные вызовы, а основной актив бизнеса в условиях неопределенности — это сотрудники, которые способны в кратчайшие сроки перестроить бизнес-процессы», — уверена член Совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Страхового Дома ВСК Ольга Сорокина. В эпоху неопределенности компаниям приходится реагировать на изменения в ожиданиях, потребностях, поведении и клиентов, и акционеров, и сотрудников компании.
«В ходе форума мне показался интересным не конкретный тезис, а общий настрой дискуссии, то многоточие, которым мы завершили. Я, как модератор, старалась не найти ответы, а правильно обозначить вопросы, которые стоят перед бизнесом и обществом в меняющейся реальности. Мне особо импонирует то, что все спикеры были предельно открыты и честны, говоря не только о тех возможностях, которые несет новая реальность, но и о серьезных рисках», — подвела итог руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам в России и СНГ компании Deloitte Екатерина Трофимова.
Генеральный партнер — Россельхозбанк
Партнер — ДОМ.рф
Спонсоры — Московская биржа, ВТБ Капитал
Генеральный информационный партнер — РИА Новости
Стратегический партнер — АЭИ ПРАЙМ
Генеральный медиапартнер — KommersantEvents
Генеральный радиопартнер — Business FM
Официальный партнер — Аргументы и факты
Инфопартнеры — Business Exсellence, «Устойчивый бизнес», телеканал «Про бизнес», Агентство социальной информации, HR-tv.ru, БОСС, «Первый национальный», «Бизнес & общество», «Серебряный Лучник», «Мир Тесен», Jobsora, Intercomm.media, Ассоциация оздоровительного туризма, Американская торговая палата в России, АКПП, Национальная Ассоциация организаций и управленцев сферы здравоохранения, Fistashki agency
Материал предоставлен третьими лицами. Агентство не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Авторские материалы публикуются без изменений и исправлений. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.