Эксперты спрогнозировали объемы выпуска грузовых вагонов в 2022 году

Эксперты: внешние факторы могут влиять на снижение выпуска грузовых вагонов в России в 2022 году

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 8 янв — ПРАЙМ. Производство грузовых вагонов в России по итогам 2021 года прогнозируется на уровне свыше 60 тысяч единиц, в будущем же году на их выпуск могут повлиять внешние факторы, в связи с чем рынок вагоностроения немного сократится, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.

РЖД ввели в январе 17 ограничений на погрузку в адрес портовых терминалов

Как сообщил руководитель отдела исследований грузовых перевозок "Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник, по итогам 11 месяцев 2021 года производство вагонов составило 56,7 тысяч единиц (рост на 9,5% к аналогичному периоду прошлого года). По словам, исполнительного директора Союза "Объединение вагоностроителей" Евгения Семенова, предположительно годовой выпуск грузовых вагонов будет на уровне 62 тысяч единиц, а наиболее значительный рост наблюдается в сегменте платформ, в первую очередь, фитинговых.

ПЛАТФОРМЫ ОБОГНАЛИ ПОЛУВАГОНЫ

"Так, их выпуск по результатам 11 месяцев 2021 года вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 20,5 тысячи единиц (при этом, производство фитинговых платформ с осевой нагрузкой 25 тонн на ось выросло в четыре раза). Отмечу, что платформы впервые стали самой массовой выпускаемой категорией подвижного состава, обогнав всегда лидировавшие полувагоны", — объяснил Семёнов.

Слободяник говорит, что это является абсолютным рекордом производства. "Рост спроса на фитинговые платформы связан с существенным увеличением перевозок контейнеров на железнодорожном транспорте. В результате по состоянию на ноябрь 2021 года парк фитинговых платформ на сети превысил 93 тысяч вагонов. За неполные пять лет парк фитинговых платформ увеличился практически на 50 тысяч вагонов", — рассказал он.

СТАБИЛЬНЫЙ СПРОС

По словам Семёнова, производство полувагонов относительно стабильно (рост на 5%), при этом доля полувагонов с улучшенными техническими характеристиками составила 94%. Аналогичная стабильность наблюдается в сегментах цистерн (рост на 3%) и крытых вагонов (рост на 6%). Слободяник объясняет, что спрос на полувагоны связан с благоприятной конъюнктурой на внешнем рынке угля. "Цена на уголь во второй половине текущего года увеличилась. Это способствует росту объёма отправок угля на экспорт, преимущественно в порты", — добавляет эксперт.

Глава РЖД анонсировал выпуск первого капсульного пассажирского вагона

Как сообщил заместитель гендиректора АО "Концерн "Уралвагонзавод" (УВЗ) по гражданской продукции Борис Мягков, УВЗ в 2021 году достиг плановых показателей производства продукции подвижного состава. "В 2022 году, мы уверены, что, как минимум, сохраним объем производства, главным образом, за счет стабильного спроса на инновационные полувагоны", — сказал Мягков.

По данным ИПЕМ, за 11 месяцев выросло также производство нефтебензиновых цистерн, на 20% к аналогичному периоду прошлого года и превысило четыре тысячи единиц. Рост спроса связан с восстановлением их объёма погрузки (за 11 месяцев погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД увеличилась на 3,9%) и с существенным ростом объёма списания парка. По итогам 2021 года должно быть списано более двух тысяч нефтебензиновых цистерн.

МЕТАЛЛ ПОДСТЕГНУЛ ЦЕНЫ

Семёнов говорит, что в 2021 году в среднем рост цен по всем типам грузовых вагонов в 2021 году составил около 10%, основным фактором этого стало увеличение стоимости металлопродукции, применяемой при изготовлении вагонов, а также последовавший за этим рост цен на другие комплектующие. При этом, в условиях существующего профицита грузовых вагонов на сети такой рост цен приводит к росту себестоимости производства вагонов, который не может быть в полной мере заложен в отпускные цены на вагоны. Таким образом, умеренный рост цен в пределах 10% позволил вагоностроительным предприятиям работать в 2021 году на грани рентабельности.

"Вагоностроительные предприятия все еще находятся в зоне риска, поскольку, как в ближайшей перспективе поведёт себя мировой рынок, никто не знает. А с учетом опыта уходящего года именно от трендов мирового рынка на листовой металл и прокат зависит внутренняя рыночная стоимость на эту металлопродукцию", — говорит Семёнов. Он отмечает, что кроме этого, за последние месяцы наметился очередной тренд на увеличение стоимости цельнокатаных колес и осевой заготовки, ожидается рост железнодорожных тарифов, определяющих логистические затраты на поставку металла, материалов и комплектующих.

Погрузка на сети РЖД по итогам года выросла на 3,2%

РЫНОК НАСЫТИТСЯ ВАГОНАМИ

Слободяник полагает, что в 2022 году рынок грузовых вагонов будет насыщаться, в результате чего стоит ожидать незначительного сокращения их производства. Однако по некоторым типам подвижного состава объём производства будет на уровне текущего года или превысит его. "Например, в 2022 году высокий уровень спроса на фитинговые платформы сохранится. Ряд крупных участников рынка уже говорят о планах по закупке, в соответствии с которыми общий спрос превысит 15 тысяч фитинговых платформ в ближайшее время. Также ожидается высокий уровень спроса на нефтебензиновые цистерны и крытые вагоны, что отчасти будет связано с предстоящими существенными объёмами списания", — рассказал он.

По оценке Семёнова, в 2022 году ситуация на рынке вагоностроения в значительной степени будет зависеть от скорости преодоления энергетического кризиса в Китае, Индии и странах Европы, ситуации с транзитом контейнеров из Азии в Европу, а также объемов экспортных поставок продукции российских производителей. "Давать точные количественные прогнозы по производству вагонов с учетом всех перечисленных неопределенностей довольно затруднительно. Если объем заказов на новые вагоны сохранится на уровне не менее 50 тысяч вагонов в год, это будет считаться хорошим результатом", — заключил эксперт.

Обсудить
Рекомендуем