Экономика

Чем обернется для мировой экономики быстрое ужесточение политики ФРС

Читать на сайте 1prime.ru

По мнению большинства участников рынка, ФРС США на ближайшем заседании 26 января 2022 года сохранит текущий диапазон процентной ставки по федеральным фондам в диапазоне 0-0,25%. В частности, вероятность этого события оценивается почти на уровне 94%, исходя из цен фьючерсов на 30-дневную ставку по федеральным фондам. На текущий момент наиболее возможным решением является корректировка темпов сокращения монетарного стимулирования, о чем было объявлено по итогам предыдущего заседания в декабре прошлого года. Тогда руководство американского регулятора решило сокращать выкуп активов на открытом рынке до 30 млрд. долл. в целях завершения программы стимулирования в марте. Можно предполагать, что основным сценарием действий регулятора является скорейшее завершение программы монетарного стимулирования, с последующим повышением диапазона ставки, если инфляция не продемонстрирует замедление.

Поэтому старт цикла повышения диапазона ставки по федеральным фондам участники рынка ожидают только в марте 2022 года, о чем говорят данные CME Group: вероятность этого события в марте превышает 70%.

ВЛИЯНИЕ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ

Разовое повышение ставки по федеральным фондам на 0,25 п.п. не приведет к росту волатильности на мировых финансовых рынках, однако важно понимать, что на сегодняшний день проблема с инфляцией требует гораздо более решительных мер от американского регулятора. Это подтвердили недавние заявления главы ФРС США в Сенате, согласно которым американский регулятор уже в текущем году может нормализовать монетарную политику (что соответствует уровню ставок по федеральным фондам в 2-2,5%). На фоне многолетнего удержания околонулевых ставок в экономике подобный темп повышения ставок, безусловно, может привести к значительному росту волатильности на мировом финансовом рынке.

В целом для мировой финансово-экономической системы быстрое ужесточение монетарной политики ФРС США может обернуться существенным ухудшением доступа к ликвидности. Во-первых, на повышение ставки по федеральным фондам моментально отреагируют казначейские облигации США, которые в свою очередь, являются одним из ключевых ориентиров мирового долгового рынка. Это повысит давление на финансовые активы развивающихся стран (из-за снижения привлекательности их доходности). Во-вторых, последствия ужесточения денежно-кредитной политики коснутся рынка долларового финансирования, в том числе для организаций, находящихся не в США. Возрастет стоимость фондирования для самих банков, так как автоматически повысятся депозитные ставки. Кроме того, повышение процентных ставок может негативно отразиться на динамике инвестиций (значительная часть из которых являются заемными средствами), в связи с чем экономический рост может оказаться под давлением.

Впрочем, в случае резкой корректировки американской монетарной политики российская экономика пострадает в меньшей степени, поскольку за период действия санкционных ограничений был существенно сокращен масштаб долларизации экономики и иностранного финансирования, доля доллара в государственных резервах и золотовалютных резервах Банка России также весьма значительно сократилась. Тем не менее, стоит ожидать флуктуаций на российском долговом и валютном рынке, которые будут реагировать, в том числе на усиление волатильности на мировых торговых площадках.

О ВЛИЯНИИ НА РУБЛЬ

Рубль, как и любая другая валюта отличная от доллара, может оказаться под давлением ускоренных темпов повышения ставки ФРС США. К факторам давления можно отнести общее снижение аппетита к риску на мировых рынках, коррекция долларовых цен на товарных рынках (в том числе на нефть). Тем не менее, в роли фундаментального стабилизирующего фактора для рубля выступает достаточно высокое значение ключевой ставки в России, сохраняющее привлекательность инвестиций в рублевые активы.

Более того, если произойдет крайне негативная реакция на мировых финансовых рынках, которая спровоцирует значительную девальвацию российской валюты, могут быть предприняты точечные меры валютного регулирования по аналогии с мерами, использованными в периоды мирового финансового кризиса 2008 года и кризиса 2014-2015гг. Например, могут быть приняты прямые ограничения размера валютной позиции кредитных организаций, скорректированы нормативы обязательных резервов, существенно пересмотрены параметры операций Минфина России в рамках бюджетного правила.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем