МОСКВА, 16 янв — ПРАЙМ, Екатерина Акопова. В прошлом году рост цен на автомобили росли сильнее, чем все могли предположить, и в ближайшие месяцы этот тренд будет продолжен. Шансы на скидки появятся лишь во второй половине 2022 года, но никаких гарантий нет. На этом фоне в России растет доля китайских машин, которые дорожают меньше прочих.
Минувший год показал, что значит ажиотаж на авторынке — цены на все без исключения модели машин поднялись И это факт, подтвержденный официально. Министр торговли и промышленности Денис Мантуров заявил, что новые автомобили российского производства в 2021 году подорожали на 5 — 8%, зарубежные — в пределах 20%.
Более того, рост цен продолжится! Мантуров сообщил о планируемом повышении цен на автомобили, подпадающие под повышенный транспортный налог и отметил, что машины даже в базовой комплектации, которые ранее не относились к категории премиального сегмента, могут оказаться в нем ввиду повышения цен на комплектующие. Речь идет об автомобилях стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, владельцы которых платят транспортный налог с повышенным коэффициентом (1,1), пока с момента выпуска машины не пройдет 3 года.
И такая ситуация, по совам министра, изменится еще не скоро, потому что дефицит автомобилей на рынке будет и в новом году. По меньшей мере, в первом полугодии. Эксперты убеждены: таких проблем у авторынка не наблюдалось уже очень давно.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
"По итогам 2021 года российский авторынок может увеличиться на 3%, однако уже в 2022 году динамика, возможно, окажется отрицательной на 5-7%. Причиной станет постоянный рост цен в условиях дефицита новых автомобилей — за 2021 год средневзвешенная цена авто превысила отметку в 2 млн рублей (на 23%)", — пояснил "Прайм" генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
По его словам, некоторые автопроизводители уже объявили о росте цен с января 2022 года. Например, все модели УАЗа прибавят по 1,7 — 2,6 процента. О рекордном увеличении прайса сообщили и в "АвтоВАЗе". По причине отмены сдерживающих пошлин на экспорт металла из России цены на него выросли на 4-11%. Остальные марки могут прибавить к стоимости авто от 100 000 до 400 000 рублей в зависимости от класса и комплектации автомобиля.
"Самого значительного подорожания можно ожидать в премиальном сегменте, что, скорее всего, не отразится на уровне продаж данных автомобилей, а также среди топовых комплектаций представителей массового сегмента, что негативно отразится на общих объемах продаж этих брендов", — убежден Мигаль.
Ему вторят эксперты из "Автостата". По их словам, дорожать будут автомобили всех марок, так как в 2022 году проблема нехватки автомобилей у дилеров (из-за глобального дефицита микрочипов) вряд ли будет решена. А именно она наряду с инфляционной составляющей является в последние месяцы определяющим фактором роста цен. Насколько именно подорожают автомобили тех или иных марок, сказать сложно.
ЭТА МАЛЕНЬКАЯ ШТУЧКА
Нехватка микросхем стала главной проблемой и не только авторынка. Возникший из-за этого дефицит автомобилей эксперты в один голос именуют "безумным", ведь речь идет о 15-20% от запрошенных объемов. Ровно на такой же процент подорожали и некоторые модели.
"Причин несколько: во-первых, из-за карантина мировой автопром пострадал от нехватки микросхем сильно, как, впрочем, и ряд других отраслей. Дефицит настолько велик, что "АвтоВАЗ" мог бы продать, не будь дефицита микросхем, на 100 тысяч автомобилей больше, чем он продаст в 2021 году. И этот дефицит не кончится завтра, а будет продолжатся минимум до конца весны — начала лета. Это — самый оптимистический прогноз", — пояснил "Прайм" автоэксперт Игорь Моржаретто.
И так как автомобили в дефиците до лета, то и рассчитывать на какие-либо скидки и тем более на снижение цен не приходится. Все по законам рынка, приводящим к росту цен в случае, если спрос превышает предложение. А дефицит на авторынке наблюдается сегодня почти по всем маркам автомобилей за редчайшим исключением.
По состоянию на конец прошлого года спрос хотя и сократился ввиду роста цен, но пока не так сильно, чтобы переломить тенденцию к росту цен. "Рынок "ссыхается", но людей с деньгами по-прежнему немало, и они делают кассу", — поясняет эксперт. По его мнению, все же наступит перелом: покупательская способность не выдержит бешено возросших цен на новые автомобили вкупе с небывалыми дилерскими накрутками (до 20% от стоимости машины) и упадет так, что спрос станет ниже предложения. Но это не раньше лета — осени.
"Шансы на скидки и снижение цен появляются только во второй половине 2022 года, но гарантий нет", — считает Моржаретто.
По его мнению, осенью 2022 года Ladaбудет стоит тот же миллион: "Я не помню, чтобы цены снижались в России. Самое хорошее, что может быть — это скидки от новой цены".
Ажиотаж на авторынке сегодня охватил весь мир, и россиянам, по мнению экспертов, нет никакого смысла искать дешевые машины за рубежом. В США ситуация даже хуже, чем в России: дефицит автомобилей выше, как и покупательская способность населения.
Единственное исключение — Китай: будучи мировым лидером по производству тех самых чипов, китайские власти и промышленность обеспечили дефицитом в первую очередь свой автопром. Поэтому китайских машин произведено примерно столько, сколько и предполагалось и цены на них выросли не так сильно, как на автомобили производителей из других стран. Стоит ли удивляться, что доля китайских машин на российском авторынке уже выросла вдвое, а в ближайшие 3-4 года ей прочат еще двойной рост.