МОСКВА, 15 сен — ПРАЙМ. 15-16 сентября 2022 года в Самарканде (Республика Узбекистан) — одном из древнейший городов мира, состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества. Подготовка к нему вышла на финишную прямую. Сверка часов прошла через все механизмы сотрудничества. Под председательством Узбекистана проведено свыше 80 мероприятий, в рамках которых состоялся углубленный обмен мнениями между представителями восьми государств-членов ШОС, посвященный поиску коллективных ответов на самые острые региональные и глобальные вызовы и угрозы.
Самаркандский саммит ШОС будет проходить на фоне тектонических сдвигов, происходящих в стремительно меняющемся мире. Глобальные перемены коснулись практически всех аспектов международных отношений. Но, в первую очередь, они отразились на мировой экономике и международной торговле. Обширный экономический регион ШОС — не исключение. Хотя, согласно оценкам Всемирного Банка, суммарный ВВП государств-членов ШОС (плюс Иран) в 2021 году составил $23,5 трлн (24% от мирового ВВП), в то время как в допандемическом 2019 году данный показатель составлял — $19,63 трлн (22% от мирового ВВП). Рост налицо.
Поиску новых подходов установления более справедливого и эффективного международного сотрудничества и устойчивого экономического роста будет посвящен Экономический Форум ШОС, который пройдет в столице Узбекистана городе Ташкент 16-17 августа 2022 года. Встреча министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность и представителей деловых кругов государств-членов Организации накануне саммита — явный признак того, что «локомотив» ШОС готовится к «освоению» скоростных магистралей. Форум нацелен на налаживание прямых контактов между деловыми кругами, созданию дополнительных благоприятных условий для бизнеса и объединению экономических потенциалов стран «семьи ШОС». Имеющийся потенциал внушает обоснованный оптимизм для обеспечения устойчивого экономического роста. Главное — эффективно им распорядиться.
Торговля — двигатель совместного развития
Продолжается совместная работа, направленная на укрепление транспортной взаимосвязанности и модернизации транспортной инфраструктуры.
Благодаря совместным усилиям, торговый «локомотив» ШОС из года в год увеличивает скорость своего движения: в 2021 году суммарный товарооборот между странами ШОС (плюс Иран) превысил $776 млрд.
По сравнению с 2020 годом внешнеторговый оборот между ними возрос на 25%, а за последние пять лет рост составил внушительные 31,5% (по итогам 2017 года товарооборот между странами ШОС составлял $575 млрд). Лидерами здесь являются Кыргызстан и Таджикистан: на торговлю с партнерами по ШОС в этих странах приходится соответственно 75,9% и 67,5%. Однако, для того чтобы добиться поставленных общих целей, важно, чтобы все государства-члены ШОС двигались навстречу друг другу, открывали новые «окна» возможностей для взаимной торговли. Так как по итогам 2021 года на торговлю между странами ШОС пришлось лишь 10,3% от всего внешнеторгового оборота стран ШОС, который составил около $7,5 трлн. Преодоление существующих торговых барьеров, развитие электронной торговли и межрегионального сотрудничества должно помочь существенно увеличить взаимную торговлю. Но не только.
Развитие нуждается в финансировании
ШОС необходим свой банк. Расширяющаяся из года в год проектная деятельность нуждается в активном финансовом сопровождении, что позволит в полной мере раскрыть огромный инвестиционный потенциал Организации. Консультации по вопросам создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС идут не первый год. Философия и конструкция будущего финансового института обсуждается во всех мельчайших деталях. Эксперты обращают внимание на опыт деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития БРИКС и Евразийского банка развития. Наряду с темой финансового сопровождения проектной деятельности актуализировалась новая — использование национальных валют во взаимных расчетах. Такая практика между рядом партнеров по ШОС уже существует. Перерастет ли опыт, наработанный на двусторонней основе, в правило для всех государств-членов ШОС, покажет время.
Энергия — топливо для устойчивого развития
Особая тема — наращивание взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики, эффективного использования всех видов энергоресурсов, а также поэтапного перехода к «зеленой энергетике». Некоторые партнеры, ссылаясь на наличие внушительного энергетического потенциала, предлагают изучить пути расширения региональной взаимосвязанности электросетей государств-членов ШОС. Реализация такого подхода может открыть самые широкие возможности для сотрудничества в сфере энергетики. Синергия энергетического потенциала действительно может дать мощный импульс совместному развитию.
Как известно, на страны ОПЕК приходится 79,9% мировых запасов «черного золота». При этом, запасы нефти стран «семьи ШОС» составляют 619 млрд баррелей или 40% от всех доказанных запасов нефти на Земле. Экспорт сырой нефти и нефтепродуктов странами «семьи ШОС» практически сопоставим с экспортом нефти странами ОПЕК — 20,3 млн баррелей/сутки (29,1% от мирового экспорта) против 23,2 млн барр/сут, поставляемых нефтяным картелем (33,2% от мирового экспорта). Также, на страны ШОС (плюс Иран) приходится четверть от мировой добычи нефти; в них сосредоточено 30% мировых нефтеперерабатывающих мощностей, что почти в 3 раза превышает мощности НПЗ в странах ОПЕК (12,1%).
Кроме того, страны ШОС обладают почти половиной всех запасов природного газа на Земле (44%). Доля ШОС в мировой добыче газа составляет 30%, а в мировом экспорте природного газа — 19,5%. И еще. На страны ШОС приходится 29% мировых запасов урана, а мировым лидером по производству урана многие годы остается Казахстан, на который в 2020 году приходился 41% от всего мирового производства этого серебристо-серого металла. Суммарно же страны ШОС производят 59% этого химического элемента, используемого в атомной энергетике. При этом «зеленая повестка» неизменно держится в фокусе повышенного внимания стран ШОС. Факты подтверждают это.
Неисчерпаемая энергия — основа «зеленого» развития
Сразу три страны ШОС — Индия, Россия и возглавляющий рейтинг Китай, входят в страны — мировые лидеры по установленной мощности возобновляемых источников энергии. В 2021 году общая мощность возобновляемых источников энергии в Китае превысила 1000 ГВт, что составляет 43,5% от общей мощности производства электроэнергии в стране (на 10,2% пункта выше, чем в 2015 году). По оценке Международного Энергетического Агентства Китай в последующие пять лет сохранит мировое лидерство по этому показателю. Стоит также отметить, что свыше 90% всей электрической энергии в Киргизии и 98% в Таджикистане вырабатывается гидроэлектростанциями. При этом, потенциал «энергии воды» Таджикистана в три раза выше, чем текущее потребление электроэнергии по всей Центральной Азии. Программа сотрудничества государств-членов ШОС в области использования возобновляемых источников энергии призвана обеспечить дальнейшее продвижение «зеленых» и экологически чистых технологий, а также инклюзивных подходов к социальному развитию на основе реализации Программы «Зеленого пояса» ШОС, принятой в 2021 году на саммите Организации в г. Душанбе.
«Умное» сельское хозяйство залог продовольственной безопасности стран ШОС
В 2020 году из 11,19 млрд тонн продукции растениеводства и продукции животноводства, произведенных во всем мире, страны ШОС произвели 4,24 млрд тонн (38%). В частности, на ШОС приходится 53,5% мирового производства риса; 31,6% мяса (в том числе 23,5% производства курицы, 42,6% свинины, 17,8% говядины); 51,2% пшеницы, 29,2% сахар, сахарной свеклы и тростника; 27% кукурузы и 10% сои. При этом доля продукции стран ШОС в мировом экспорте продовольственной продукции также довольно значительна. Так, например, на ШОС приходится 42,9% мирового экспорта риса, 21,9% пшеницы и 12,5% сахара. Несмотря на относительно благополучную картину, страны ШОС последовательно развивают содержательный диалог, уделяя все большее внимание согласованным действиям в сфере продовольственной безопасности и сельского хозяйства, делая акцент в пользу увеличения инвестиций, улучшения производства и торговли сельхозпродукцией. Аналогичный подход характерен и для сотрудничества в сфере промышленности.
Интеграция инноваций в интересах совместного развития
Опора на креативную экономику призвана обеспечить дальнейшее повышение конкурентоспособности экономик стран ШОС, а сотрудничество в сфере промышленности — наладить обмен практическим опытом и достижениями в сфере инновационного развития. Это имеет большое значение, так как согласно Индексу промышленного развития за 2020 год, представляющего комплексный показатель конкурентоспособности промышленности, государства-члены ШОС расположились на разных ступенях «лестницы» индустриального развития. Безусловным лидером здесь является Китай, идущий на 2-м месте после Германии, на высоких позициях находятся Россия и Индия. Однако, расстояние между лидирующим Китаем и «идущими следом» составляет несколько десятков ступеней. Такая же картина предстает при знакомстве с отчетом «World Intellectual Property Indicators» (2020 года), согласно которому Китай является крупнейшим в мире источником заявок на международные патенты (США — вторые). В лидерах также Индия и Россия (9 и 12 место соответственно).
Тесное взаимодействие государств-членов ШОС меняет сложившуюся картину. Яркий тому пример — Узбекистан, председательствующий в Организации. За последние годы число предприятий с участием капитала стран — партнеров по организации выросло в стране в четыре раза, превысив отметку в 7,5 тысяч. Объем инвестиций, привлеченных из стран ШОС, по итогам 2021 года составил $4,6 млрд. Это отразилось на товарообороте Узбекистана с государствами — членами ШОС, который в 2021 году вырос на 24% и превысил $20 млрд, а за первое полугодие 2022 года эти показатели по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличились почти на 30% — до $12 млрд. Сложение усилий, капитала и технологий даёт свой ожидаемый результат.
Успешное развитие каждой страны — залог процветания всех государств-членов ШОС
Пандемия COVID-19 спровоцировала крупнейший за последние сто с лишним лет мировой экономический кризис, который усугубляют комбинированные вызовы и угрозы. Новые условия диктуют необходимость поиска и нахождения нестандартных подходов к формированию наиболее эффективной модели торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС, расширения связей с традиционными и новыми партнерами, такими как АСЕАН, СНГ, ЕАЭСи другими. Стратегия экономического развития региона ШОС до 2030 года, над проектом которой продолжается работа, может стать ожидаемым ответом на ключевые международные вызовы, стоящие перед ШОС. Но не только.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция расширения «семьи» ШОС. На Самаркандском саммите ожидается принятие решения о полноправном членстве в ШОС Исламской Республики Иран. Возможен запуск процедуры о приеме в Организацию Республики Беларусь. На рабочем столе лидеров государств-членов находится не менее 10 заявок от других стран, представляющих широкий географический спектр — от Восточной Европы до Арабского Востока. Каждая новая страна и международная организация, разделяющая принципы «шанхайского духа», готова внести свой вклад в развитие обширного региона ШОС, омываемого тремя мировыми океанами. При этом, будут расширяться возможности для выстраивания новой архитектуры экономических отношений, новых транспортных маршрутов и финансовых связей. Успешное развитие каждого государства-члена ШОС будет неуклонно способствовать устойчивому развитию всех партнеров и, в конечном итоге, служить основой для процветания общего евразийского пространства.