МОСКВА, 10 ноя — ПРАЙМ. Мошенники из украинских кол-центров за 2022 год сделали 1,5 миллиарда попыток позвонить клиентам банков с целью похитить деньги, говорится в проведенном Сбербанком анализе мошеннических звонков с территории Украины, опубликованном на портале по кибербезопасности "Кибрарий".
"По оценке Сбера, в 2022 году мошенники сделали 1, 5 миллиарда попыток позвонить клиентам банков с целью похитить денежные средства. В течение последнего полугодия только в Сбере такие попытки затронули более 65% клиентской базы. В день совершается около 5 миллионов звонков, в том числе с помощью роботизированных виртуальных ассистентов, которые мошенники используют в своих схемах", — говорится в сообщении.
Подавляющее большинство звонков из кол-центров Украины поступают на российские номера, на втором месте — польские. Ранее на третьей строчке была Германия, но с июля звонки туда прекратились, после чего в топ стран вошли также Казахстан, Таджикистан и Белоруссия, выяснили в банке.
По экспертной оценке Сбера, сегодня на долю Украины приходится до 90% всех кол-центров, работающих против граждан РФ, остальные располагаются на территории России и стран СНГ. После начала спецоперации количество таких звонков снизилось на 30%.
"По нашей оценке, причины этого падения следующие: ликвидация действующих call-центров на присоединенных территориях (Бердянск, Мелитополь, Херсон и пр.), атаки на энергетическую инфраструктуру основных городов размещения (Днепр, Харьков и пр.), работу, проводимую профильными ФОИВ (федеральными органами исполнительной власти – ред.) и операторами связи, по наведению порядка в телефонии", — сказано в материалах.
Также сообщается, что Сбербанк выявил операторов, участвующих в пропуске мошеннического трафика с Украины, и направил по ним информацию в правоохранительные органы.
"Для выявления операторов, участвующих в пропуске данного трафика на территорию РФ, эксперты Сбера совместно с правоохранительными органами сделали контрольные закупки услуг с подменой номера через указанные сервисы SIP-телефонии, в результате получен следующий список операторов", — сказано в материалах.
При этом часть данных скрыта, поскольку в настоящее время правоохранительные органы ведут работу с указанными операторами связи, пояснил банк.
"Таким образом, выявлены многочисленные факты нарушения действующего "О Связи" со стороны операторов, что дает как минимум возможность наложения административных штрафов на них", — указали эксперты.
При этом Сбер отметил, что большинство SIP-сервисов, используемых для мошеннических звонков, расположены в Германии и Франции. "Однако отдельно можно выделить русскоязычный сервис mithuntele.com — "BLACK VOIP. Звонки с подменой номера по всему миру без ограничений". В описании сервиса фактически явно указано, что сервис создан для совершения полукриминальных или криминальных звонков", — сообщили в Сбербанке.