МОСКВА, 20 июн — ПРАЙМ. Российские компании смогли впервые в истории страны получить выручку на сумму в почти 1,3 квадриллиона рублей. Как это удалось российскому бизнесу в условиях беспрецедентного давления и что будет дальше — разбирался "Прайм".
ЦИФРЫ ВПЕРЕД
Как ранее сообщил РБК со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы, в 2021 году российские компании задекларировали 655 триллионов рублей выручки, а в 2022 году — уже 1,268 квадриллиона рублей. При этом, при двукратном росте выручки прибыль компаний в 2022 году увеличилась несущественно — 31,1 триллиона рублей против 29,4 триллиона рублей в 2021 году.
Издание отметило, что рост выручки обусловлен ростом экспортной выручки компаний нефтегазового сектора экономики, а также за счет восстановления потребительского спроса на товары, работы и услуги.
ДИКИЙ НЕФТЕГАЗ И НЕ ТОЛЬКО
После ввода санкций странами Запада цены на российские энергоносители усилили рост, который начался после пандемии — на фоне восстановления производства по всему миру и объема авиасообщения.
Европа, перекрыв российским экспортерам возможность поставлять энергоресурсы по долгосрочным контрактам с более низкой ценой, была вынуждена покупать сжиженный природный газ (СПГ) на спотовом рынке по ценам, которые в какой-то момент пересекали планку в три-четыре тысячи долларов за тысячу кубов. Рост потребления в странах Азии толкало вверх цены на другом континенте, а дальше — и во всем мире, повышая стоимость и российских энергоресурсов.
"В 2022 году существенный рост выручки предприятий нефтяной и газовой отраслей обусловлен рядом факторов, в том числе ростом фактических цен, по которым российский газ продавался за рубежом, а также высокой волатильностью рубля, что существенно влияет на выручку российских экспортеров", — рассказал "Прайму" начальник отдела налоговой политики департамента развития инфраструктуры государственной поддержки ЦСР Динара Ибрагимова.
С ней согласился доцент базовой кафедры Финконтроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Осянин: существенный рост выручки за прошлый год обусловлен увеличением экспортной выручки организаций в нефтегазовой отрасли.
Вторым фактором роста выручки, по мнению экономиста РЭУ, стало возвращение спроса потребителей на товары, работы и услуги в самой России.
"Импульсом увеличения выручки можно отметить в сегменте услуг. В сегментах "товаров" и "работ" потребительский спрос низкий из-за высоких цен, а также смены ассортимента", — объяснил он и добавил, что в большей степени повышение было обеспечено увеличением потребления непродовольственных товаров и спросом на продукты в обороте розничной торговли.
По мнению Ибрагимовой, влияние на рост выручки внутреннего потребительского спроса невелико: многими исследованиями подтверждается его рекордно низкий показатель в 2022 году.
"Впрочем, по данным российского ЦБ индекс потребительских настроений в 2023 году растет и демонстрирует уверенный оптимизм, следовательно, фактор потребительского спроса имеет потенциал положительно повлиять на выручку компаний в текущем году", — рассуждает она.
По мнению эксперта ЦСР, рост потребительского спроса внутри страны будет расти следом за ростом предложения со стороны локальных брендов, которые нацелены на расширение своего присутствия на рынке.
НОВЫЕ НИШИ И РЫНКИ
Однако российское компании экспортируют не только товары нефтегазового сектора: это и продовольствие, и металлы, и удобрения. Все они в прошлом году также обновили ценники на биржах.
"Что касается экспорта, все российские товары уже адаптированы на внешние рынки, и пользуются высоким спросом", — объяснил Осянин.
Именно об этом в интервью РИА Новости рассказал временно исполняющий обязанности главы Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов. Не смотря на санкции, структура российского экспорта за прошлый год особенно не изменилась.
"Тенденция сохраняется. Прибавились злаки, прибавились удобрения", — заявил он.
"Наши компании очень быстро в прошлом году приспособились к шоку, к экономической войне, и сейчас идет процесс глобальной перенастройки всей внешней торговли на юг и на восток. Я должен отметить работу нашего бизнеса, который перестроил логистику, не задавая вопросов", — добавил Давыдов.
ПАЛКИ В КОЛЕСА
Бизнесу эта перестройка далась нелегко. Перестройка логистики и усложнение всех бизнес-процессов, поиск новых клиентов и поставщиков сказались пусть не на выручке компаний, но на их прибыли: рост этого показателя в 2022 году составил 5,9 процента — до 31,1 триллиона рублей.
"Для экспорта какого-либо товара, российские организации для выхода на внешний рынок очень тщательно изучают потребителя и адаптирую свои товары с учетом потребительских предпочтений", — объяснил не такой резкий рост прибыли экономист РЭУ.
Российские компании и дальше будут адаптироваться к санкциям, искать новый рынок сбыта на внешних рынках, спрогнозировал эксперт. Также, по словам Осянина, придется работать над адаптацией своих товаров, работ и услуг с учетом реальных доходов населения, которые в первую очереди связаны с потреблением.