МОСКВА, 26 июн — ПРАЙМ. Немецкий институт экономических исследований IFO в опубликованном на прошлой неделе исследовании ухудшил прогноз по снижению ВВП Германии в этом году с 0,1 процента до 0,4 процента. Как отразится на Евросоюзе стагнация главной экономики региона — разбирался "Прайм".
В конце прошлого года IFO прогнозировал снижение ВВП Германии лишь на 0,1 процента, но через полгода прогноз изменился.
"Немецкая экономика пережила серьезный спад в прошедшем полугодии. Спрос заметно ослаб в результате высокой инфляции. В этом году валовый внутренний продукт упадет на 0,4%, а в следующем — увеличится на 1,5 процента", — сообщила организация.
Косвенно о тяжелой ситуации в немецкой экономике говорит и неготовность Берлина вливать дополнительные деньги и технику для Украины: например, министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что его страна не может поставить для Украины истребители F-16, так как у Германии этих самолетов нет.
ИЗ ЛИДЕРОВ В АУТСАЙДЕРЫ
Текущая ситуация в немецкой экономике, как и прогнозы на будущее, достаточно негативны по сравнению с другими развитыми экономиками, отметил директор Центра стратегического анализа "Ингосстраха" Евгения Васильева.
"Прогнозируемое падение экономики Германии по итогам 2023 года составляет 0,4 процента, при этом в Еврозоне ожидается рост на 0,6 процента, а в США на 0,9 процента", — напомнила она.
Снижение ВВП ФРГ обусловлено высокой инфляцией, которая во многом вызвана ростом стоимости на энергоносители. Рост цен ожидаемо вызовет снижение потребительского спроса, который уже прогнозируется на уровне 1,7 процента.
"Снижение спроса влияет на объемы производства на внутренний рынок, а значит и на экономику", — отметила Васильева.
Не стоит забывать и о том, что экономика Германии является своеобразным маркером для всего Евросоюза. Однако ожидать "начало конца" рановато, добавила доцент кафедры статистки РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.
"История, даже самая ближайшая, свидетельствует о том, что есть примеры и более значительной «просадки» с последующим восстановлением. Например, в Испании ВВП в 2020 году упал более чем на 11 процентов, в Италии — почти на девять процентов, чем глубже падение, тем быстрее происходит восстановление", — рассуждает экономист.
При этом ожидать, что экономика Германии покажет какие-либо существенные темпы роста в обозримом будущем, также преждевременно, считает ведущий аналитик "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков. По его мнению, накопленный негативный эффект от спада в немецкой промышленности и ухудшения экспорта может проявиться более ярко в ближайшие кварталы.
ПОЛЯРНАЯ ГЕРМАНИЯ
Главной точкой роста в экономике Германии, как и прочих экономиках еврозоны, остается сфера услуг.
"Однако ВВП ФРГ базировался всегда на крепкой промышленности", — напомнил аналитик Открытия и добавил, что именно этот сектор экономики сейчас испытывает трудности. Из последних событий он отметил предупреждения от химических концернов: компании ухудшили свои прогнозы на ближайшие кварталы.
"В первую очередь, это потеря российского рынка и российской сырьевой базы. Во-вторую очередь, это далеко не лучшее состояние самой европейской экономики. Кроме того, крайне негативно развивается ситуация с германским экспортом автомобилей и комплектующих", — добавил он.
Рецессия касается самых ценных для страны энергоемких производств (химическая и металлургическая промышленность, строительная отрасль), согласилась Лебединская. В целом речь идет о 606 400 рабочих мест, и годовом обороте 382 миллиарда евро. На первые три сектора приходится 20,1 процента общего оборота промышленности.
В январе-марте этого года экспорт автомобильных двигателей из Германии в Китай упал на 26 процентов. И хотя специалисты связывают такую ситуацию с ростом продаж электромобилей в КНР, такое сокращение экспорта означает для Берлина серьезную проблему.
"Доля автомобильных двигателей в германском экспорте составляет около 20 процентов. Соответственно, падение поставок более чем на четверть уже не будет незамеченным для общей экспортной позиции страны", — пояснил Кочетков.
ФАКТОР УПАДКА
Экономист РЭУ напомнила, что еще одной угрозой для Германии стала возможность переноса промышленных производств за пределы страны. Это может произойти из-за высоких цен на энергоносители.
"Четверть компаний допускает перенос производства в другие страны", — напомнила Лебединская.
Другой предвестник нового кризиса — снижение производства энергии в ФРГ на фоне введенных против России санкций и подрывов "Северных потоков".
"На конец 2021 года установленная мощность генерирующих источников — 242105 МВт, производство электроэнергии-брутто — 588343 миллионов кВт∙ч. В 2022 году произошло снижение на десять миллиардов кВт-ч, или 1,7 процента. Но это не первый случай, сокращения были и ранее, и более масштабные", — рассказала доцент.
Но воздействие энергетического кризиса необходимо оценивать не по валовым показателям объема производства электроэнергии, а по структуре ее выработки, отметила собеседница агентства. С августа 2022 по январь 2023 года было расконсервировано 19 блоков угольных электростанций — а это 73 процента всех расконсервированных в странах Евросоюза угольных мощностей. Также в прошлом году немецкие компании заключили соглашения на поставку газа, но большая часть из них начнет действовать только с 2026 года.
"Если партнеры выполнят в полном объеме свои обязательства, стране удастся избежать кризиса. Но есть и другая проблема: кризис потребления. Потребительский рынок "не заводится" из-за низкой покупательной способности населения", — добавила эксперт.
Если немецкие компании подтвердят свои заявления о выводе производств за границу, вместе с потерей рабочих мест страна потеряет и покупательскую способность населения, что точно не поможет экономике Германии вылезти из рецессии.