МОСКВА, 18 июл — ПРАЙМ. Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, направленный на более полное информирование заемщика о полной стоимости потребительского кредита (ПСК) и платежах по нему.
Документ подготовлен в целях защиты прав потребителей финансовых услуг, ограничения рисков чрезмерной закредитованности населения и снижения долговой нагрузки. В расчет ПСК будут включаться платежи заемщика по погашению основной суммы долга и процентов, а также платежи по оплате услуг (работ, товаров), в том числе по договору страхования и по иным основаниям в пользу кредитора и (или) третьих лиц.
Платежи, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по возврату потребительского кредита (займа) и уплате процентов, в расчет включаться не будут.
Практически все услуги, которые оплачивает заемщик, даже если они напрямую не связаны с потребительским кредитом, должны включаться в ПСК, чтобы гражданин понимал, какую нагрузку на себя принимает, пояснял на предыдущей неделе глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. При этом он отмечал, что шли очень серьезные дискуссии — "рынок сопротивлялся", полагая, что из-за этого будет ограничена его свобода.
Дискуссия действительно была долгой, но в итоге окончательная форма закона обяжет банки включать в расчет практически все платежи и тем самым полноценно информировать заемщика о полной стоимости кредита, говорил в свою очередь зампред Банка России Алексей Гузнов.
Изначально планировалось запретить банкам использовать в рекламе процентную ставку по кредиту, но в рамках второго чтения это ограничение убрали. Ставку использовать разрешено, но только вместе с ПСК или информацией о диапазоне ее значений. Причем информация о ПСК должна размещаться до информации о процентных ставках и шрифтом не меньшего размера.
Первоначальная редакция также ограничивала срок потребительского кредита (займа) без обеспечения пятью годами, однако в рамках второго чтения это ограничение было исключено. Правительство РФ еще перед первым чтением указывало, что это "создаст дополнительную нагрузку для заемщиков и приведет к ущемлению их прав", в том числе к невозможности получения большей суммы кредита и установления меньшего размера ежемесячного платежа. А комитету по финрынку это ограничение представлялось "необоснованным как с экономической точки зрения, так и с точки зрения правового регулирования".
Закон должен вступить в силу через 180 дней после официального опубликования, а в части рекламы — через 90 дней после публикации.