Статья

Накладные расходы: понятие, состав, расчет и нормативы на 2023 год

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 25 авг — ПРАЙМ. Накладные расходы включают в себя косвенные затраты организации. Они важны для определения рентабельности бизнеса, формирования себестоимости продукции и планирования прибыли. Что это такое простыми словами, где учитываются в сметах, формула расчета в процентах и нормативы на 2023 год — в материале агентства «Прайм».

Накладные расходы

«Накладные расходы — это расходы, которые напрямую не учитываются в производственной деятельности организации (в отличие от прямых). Тем не менее, они оказывают влияние на жизнедеятельность предприятия», — поясняет Ирина Смирнова, налоговый консультант, управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер». 

Что в них входит

Закон не предусматривает четкого определения накладных расходов. Поэтому компании вправе определять, что относить к этой категории трат самостоятельно на основании локальных актов. Порядок учета отражается в учетной политике.

«Нормативы формирования косвенных затрат установлены для трех отраслей — медицины, химического производства и строительства», — говорит Ирина Смирнова.

Чаще всего накладные расходы делятся на общехозяйственные и производственные.

Общехозяйственные траты никак не связаны с производством, например:

  • рекламный бюджет;

  • оплата мобильной связи, интернета, почтовых расходов;

  • оплата консультационных и информационных услуг;

  • юридическое сопровождение;

  • найм и обучение персонала. 

В конечном итоге, цель общехозяйственных расходов — увеличение прибыли.

Производственные затраты призваны увеличить эффективность работы на производстве. Они могут включать оплату:

  • аренды производственных помещений (не используемых в основной деятельности);

  • амортизации оборудования;

  • страховых отчислений;

  • труда административно-управленческого звена;

  • санитарной обработки;

  • сертификации и аттестации товаров и т.д.

Зачем учитывать накладные расходы

Учет накладных расходов позволяет:

  • более точно определить общую стоимость проекта или бизнеса, чтобы принять решение о его рентабельности:

  • эффективно планировать и контролировать бюджет предприятия — правильное распределение и учет накладных расходов способствуют контролю прибыли в будущем;

  • формировать себестоимость конечного продукта — точные значения этих трат помогают установить выгодную цену для продажи.

И еще один немаловажный фактор, по словам Ирины Смирновой, косвенные траты помогают снизить налоговую базу для некоторых обязательных взносов.

Категории накладных расходов

«В состав накладных расходов входят различные категории затрат — административные, коммерческие расходы, на управление персоналом, содержание и эксплуатацию оборудования, а также прочие операционные расходы», — комментирует Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.

Категории накладных расходов могут различаться в зависимости от конкретной отрасли и типа бизнеса. Например, в производственной отрасли это могут быть расходы на обслуживание оборудования или амортизацию, а в сфере услуг — расходы на рекламу и маркетинг.

Распределение накладных расходов

Поскольку накладные расходы нельзя отнести ни к одному виду продукции или работ, их распределяют каждый месяц на всю себестоимость или себестоимость определенной группы расходов.

По словам Ирины Смирновой, они могут распределяться следующими способами:

  • пропорционально объему продаж (количество);

  • пропорционально выручке от реализации конкретного продукта или услуги;

  • пропорционально оплате труда сотрудников производственного сектора;

  • пропорционально нормативной себестоимости.

Варианты учета могут быть разными. Компании вправе использовать один или сразу несколько. По словам Василия Алексеева, пересмотр накладных расходов в сторону сокращения может привести к росту прибыли, поскольку именно накладные расходы напрямую не влияют на производимый продукт. Ведь если приобретать более дешевое сырье и экономить на расходных материалах, это может отразиться на качестве и безопасности продукции, а, как следствие, на репутации и экономическом успехе компании в целом.

«Правильное и продуманно выстроенное соотношение накладных расходов и основных затрат позволит вести постоянный учет себестоимости продукции, поскольку размер накладных расходов хоть и косвенно, но все равно влияет на цену единицы выпускаемой продукции», — говорит эксперт.

Расчет накладных расходов

«Если в небольших компаниях, в малом и среднем бизнесе, соотношение основных и накладных расходов не столь важно и прозрачно, то в крупных компаниях понимание этого соотношения может напрямую влиять на принятие стратегических решений, касающихся прибыли и её планирования», — говорит Василий Алексеев.

Сложность подсчетов, по мнению эксперта, состоит еще в том, что нужно правильно распределить, что относится к прямым расходам, что к накладным, что к внереализационным. У компании могут быть расходы на судебные процессы, на уплату госпошлин, разовые траты, которые нужно правильно отнести к определенному виду. Это может напрямую влиять на налоговую базу по ряду систем налогообложения.

По словам Ирины Смирновой, обычно предприятия считают соотношение накладных расходов к прямым затратам по формуле:

Накладные расходы: прямые расходы х 100%.

Управляющий КППС Александр Абрамов отмечает, что не все предприятия выделяют и считают накладные расходы отдельно от основных, только в некоторых отраслях их необходимо рассчитывать — например, в строительстве (где накладные расходы обязательно учитываются в сметах), в сфере медицинских услуг, в химической промышленности. Например, порядок расчета накладных расходов в строительной отрасли подробно прописан в Письме Минстроя РФ от 30.10.1992 № БФ-907/12.

Нормирование накладных расходов

«Нормирование накладных расходов позволяет установить предельные значения затрат в определенных категориях. Нормативы могут быть установлены на уровне отрасли или предприятия и помогают контролировать затраты и сравнивать их с аналогичными предприятиями», — говорит Василий Алексеев. Норматив накладных расходов также утверждается на федеральном и региональном уровнях. 

Компании определяют предельные величины таких затрат в зависимости от масштаба и специфики деятельности. Ирина Смирнова уточняет, что при определенных видах работ рекомендуется вносить их в смету сразу для исключения выхода за пределы планируемой суммы. Нормирование накладных расходов в трех вышеупомянутых отраслях регламентируется приказами Минпромнауки, Минстроя и Минздрава, соответственно.

Списание накладных расходов без распределения

Василий Алексеев поясняет, что списание накладных расходов без их распределения может быть необходимо в случае, когда затраты не могут быть точно отнесены к определенной статье или центру ответственности. В таких случаях они могут быть списаны на общую сумму накладных расходов.

Накладные расходы в налоговом учете

Накладные расходы являются неотъемлемой частью налогового учета, а их правильный учет и списание могут помочь предприятию снизить налогооблагаемую базу и уменьшить налоговые обязательства. За счет накладных расходов можно снизить:

  • налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль предприятий, использующих метод начисления. Накладные расходы учитываются в том периоде, в котором они понесены (ч. 2 ст. 318 НК РФ).

  • налогооблагаемую базу при расчёте налога предприятий, использующих кассовый метод учёта доходов и расходов, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. Расходы поименованы и закреплены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Ирина Смирнова акцентирует внимание на том, что расходы можно признать только после их фактической оплаты.

Ошибки при определении накладных расходов

Василий Алексеев предупреждает, что ошибки при определении накладных расходов могут привести к неправильному определению общей стоимости проекта или бизнеса, что повлияет на его рентабельность. Поэтому важно проводить анализ и контроль затрат, чтобы минимизировать возможные ошибки.

Иногда предприятия путают накладные и внереализационные расходы. Ирина Смирнова поясняет, что это становится причиной расчета неправильной себестоимости продукта, а впоследствии и прибыли. «Внереализационные расходы никак не связаны с производством и реализацией товара или услуги. Если бухгалтер отнесет к накладным затратам, например, судебные издержки, то он тем самым снизит налогооблагаемую базу. Тогда у налоговой могут возникнуть вопросы, а предприятию будет грозить штраф», — говорит эксперт.

Практические примеры накладных расходов

Александр Абрамов приводит в пример работу кондитерского цеха. Когда цех закупает продукты, из которых производит выпечку — муку, сахар, яйца и т.д., это основные расходы, которые напрямую влияют на себестоимость продукции. Но данному цеху приходится платить за аренду, амортизировать оборудование, оплачивать услуги бухгалтерского и юридического сопровождения, организовывать и оплачивать рекламные кампании и т.д. Таким образом, эти затраты, которые не относятся напрямую к производимой продукции, считаются накладными. 

Обсудить
Рекомендуем