МОСКВА, 22 сен — ПРАЙМ. Каждый пятый россиянин задействован в теневом секторе экономики, одним из способов использования скрытых форм оплаты труда является подмена трудовых договоров договорами гражданско-правового характера (ГПХ), заявила член конституционного комитета Совфеда Ольга Ковитиди.
"По данным исследований, в первом полугодии 2023 года в теневом секторе экономики был задействован каждый пятый работающий россиянин", — сказала парламентарий в ходе слушаний.
По словам Ковитиди, одним из способов использования скрытых форм оплаты труда является подмена трудовых договоров договорами гражданско-правового характера (ГПХ). При этом в Трудовом кодексе прямо закреплено, что заключение гражданско-правовых договоров как регулирующих трудовые отношения, не допускается.
"Трудовой договор должен быть оформлен надлежащим образом. В случае заключения ГПХ — при возникновении спора с работодателем работник оказывается недостаточно защищенным, его правовое положение неопределенно", — добавила она.
Сенатор уточнила, что сложилась достаточно обширная судебная практика по установлению факта трудовых отношений. Такие споры регулярно возникают между работниками и работодателями. При их рассмотрении российские суды исходят из необходимости надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении. Она сообщила, что, в целях противодействия теневой занятости, Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) выступила с инициативой создать упрощенный механизм заключения трудовых договоров.
"Предложен алгоритм заключения трудового договора через Единый портал государственных и муниципальных услуг путем подачи работником, фактически допущенным к трудовой деятельности, уведомления о факте заключения трудового договора без его письменного оформления в Роструд, ФНС и государственные внебюджетные фонды", — рассказала Ковитиди.
"С момента направления такого уведомления трудовой договор будет считаться заключенным на неопределенный срок, о чем органы Роструда информируют работодателя и предлагают ему завершить оформление трудового договора с помощью платформы "Работа в России", — пояснила сенатор.
Таким образом, в случае споров произойдет перераспределение бремени доказывания — уже не работник будет вынужден обращаться в суд за признанием отношений трудовыми, а работодатель будет вынужден доказывать гражданско-правовой характер отношений, отметила она. "Это должно защитить работников в случаях, когда работодатель уклоняется от заключения трудового договора. В то же время, предлагаемые меры увеличат административную нагрузку на работодателей и могут повлечь ущемление прав добросовестных работодателей в случае злоупотребления со стороны работников", — считает сенатор. По словам Ковитиди, поиск наиболее оптимального механизма защиты обеих сторон трудовых отношений продолжается.