Обозначены перспективы проведения IPO российскими компаниями

Эксперты: российские компании возобновляют IPO, но бума сделок ожидать не стоит

Читать на сайте 1prime.ru
МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ. Российские компании возобновляют первичные размещения акций (IPO) на бирже, но бума сделок в ближайшее время ожидать не стоит из-за ограниченной емкости инвесторской базы, считают опрошенные РИА Новости эксперты. 
Власти хотят простимулировать размещение компаний на бирже
В последнее время в информационном поле стали появляться сигналы о возобновлении сделок на российском рынке IPO. Так, российский производитель инфраструктурного программного обеспечения "Группа Астра" в понедельник объявил о намерении провести первичное размещение акций на Московской бирже. Компания планирует листинг акций и начало торгов в октябре 2023 года.
Калужский ликеро-водочный завод "Кристалл" (КЛВЗ) планирует до конца года провести IPO на Московской бирже и привлечь до 1,5 миллиарда рублей, сообщили РИА Новости в компании. Кроме того, российский бренд мужской одежды и обуви Henderson планирует в ближайшее время провести IPO, однако параметры пока не известны, рассказали РИА Новости источники на финансовом рынке.
БУМ IPO
Сделки возобновляются, но эксперты не ожидают настоящего бума IPO. "На российском рынке нет такого бума, как в Китае, где более ста сделок в год", — говорит аналитик ФГ "Финам" Алексей Курасов.
"Текущий рынок практически полностью во власти "физиков" (80% оборота торгов – именно они), однако емкость данного сегмента для новых инвестиций ограничена. Поэтому в ближайшее время мы полагаем, что будем наблюдать сделки IPO размером 3-10 миллиардов рублей", — говорит исполнительный директор управления анализа активов для инвестирования частного капитала Совкомбанка Роман Пантюхин.
"Объем сделок IPO до конца года мы видим на уровне не более 5-7 миллиардов рублей. В 2024 году можно ожидать до 10-15 сделок на сумму 20-30 миллиардов рублей", — отмечает Курасов.
СРЕДНИЕ И НЕ ТОЛЬКО
Эксперты ожидают выход на IPO как средних по размеру бизнеса компаний, так и небольших, но быстрорастущих организаций. Крупные компании если и будут размещать акции на рынке, то небольшую долю, чтобы в том числе сформировать задел для будущего более крупного размещения.
"Мы ожидаем выход на рынок среднего бизнеса с выручкой от 10 миллиардов рублей и небольших, но быстро растущих компаний", — говорит Курасов из "Финама".
Размещения, вероятно, будут проходить не только от средних компаний, считает Пантюхин из Совкомбанка. "Сейчас становится популярным, что крупные компании размещают лишь небольшую часть своего капитала (до 10%). Во-первых, это позволяет собрать спрос по хорошей оценке. Во-вторых, оперативно начать публичную историю. В-третьих, сформировать задел для будущего более крупного размещения", — объясняет он.
ИНВЕСТОРСКАЯ БАЗА
Основной фокус в IPO будет на розничных инвесторов, которые составляют в настоящее время более 80% рынка акций, говорят эксперты.
"Сейчас рынок акций более чем на 85% — это физические лица, поэтому основной фокус будет на эту группу инвесторов. Доля физических лиц в первичных размещениях акций может составить от 50 до 70%", — считает Курасов.
"Текущий рынок – это рынок "физиков", поэтому мы наблюдаем довольно уникальную ситуацию. Если раньше эмитенты при подготовке к IPO ездили в roadshow (встречи с инвесторами — ред.) в Лондон, Нью-Йорк и Цюрих, то сейчас они проводят видеотрансляции со всеми крупными брокерами для их розничных инвесторов, а также ведут маркетинговую активность в Telegram. На наших глазах меняется структура рынка, и компании приспосабливаются к новым форматам и новой аудитории", — отмечает Пантюхин.
Обсудить
Рекомендуем