МОСКВА, 30 окт — ПРАЙМ, Роман Серов. В минувшие выходные "Нафтогаз Украины" выступил с громким заявлением о том, что не будет продлевать транзит российского газа. Действующий договор, заключенный в 2019 году сроком на пять лет, истекает в конце 2024 года. Действительно ли транзит перекроют и кому придется за это расплачиваться, разбирался "Прайм".
Нет контракта — нет транзита
"Контракт завершится — транзит остановится", — заявил глава "Нафтогаза" Алексей Чернышов. По его словам, сейчас Украина поддерживает поставки исключительно из-за необходимости снабжать газом Европу в преддверии зимы. Каких-либо сигналов о необходимости продления договора из Брюсселя не поступало, добавил он.
На текущий момент через украинскую территорию по контракту с "Газпромом" ежедневно прокачивается 40-42 миллиона кубов газа. Это примерно 15 миллиардов кубометров в год — несопоставимо с объемами более чем 100 миллиардов кубов, которые были во второй половине "нулевых". Затем прокачка стала сокращаться и к 2020-му достигла 55 миллиардов кубов.
Согласно договору от 2019 года, Украина гарантирует транзит 40 миллиардов кубов ежегодно, однако эти обязательства не выполняются. Из двух действующих ГИС — "Суджа" и "Сохрановка" — сейчас работает только первая. В мае 2022 года Киев прекратил транзит через "Сохрановку", ссылаясь на то, что она находится под контролем России (на территории ЛНР). "Газпром" заявил, что перенос всех объемов на "Суджу" технологически невозможен.
Обойдутся без "Нафтогаза"
Сейчас украинский маршрут работает для стран, которые не имеют выхода к морю и по-прежнему получают российский трубопроводный газ. Это, прежде всего, Венгрия и Словакия. За поставки Россия исправно платит около 1,3 миллиарда долларов в год. Означает ли прекращение контрактов полную заморозку транзита?
Вовсе нет, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Дело в том, что "Нафтогаз" не является необходимым звеном в таких контрактах. В конце 2010-х годов произошел раздел украинской энергетики в рамках евроинтеграции. По образу и подобию европейских компаний обособили добывающий и транспортирующий бизнес. Появился коммерческий "Оператор ГТС Украины", который, собственно, осуществляет транзит.
"Таким образом, "Нафтогаз" здесь ни при чем, что снижает цену высказываний его руководства. Не забудем и о политической составляющей — в нынешней ситуации глава компании выглядел бы мягко говоря странно, заявляя — дескать, да, конечно, продлим контракт", — рассуждает эксперт.
С другой стороны, украинская сторона оставляет лазейку для такого продления. Отмечая, что Европа пока не просила об этом, Чернышов дает понять — если такая просьба поступит, друзьям не откажут, добавил он.
Но даже если не продлят, ничего страшного не произойдет. Транзит вполне успешно можно осуществлять и без контракта, на чем, собственно, украинская сторона настаивала в 2019 году, когда обсуждали условия на ближайшие пять лет. "Аукционная система давно и успешно работает в ЕС, вот они и решили собезьянничать. Тогда это было выгодно. Позже оказалось, что в долгосрочной перспективе контракт все же приносит больше гарантированного дохода, но вариант аукционов никуда не делся", — напомнил Фролов.
Еще один вариант — российский газ будут просто сдавать на границе с Украиной — там, где она будет пролегать на конец 2024 года, и украинцы с европейскими клиентами сами будут решать, что с ним делать. Вероятно, будет подписан договор на транзит уже с европейцами, и они будут его оплачивать.
Цена вопроса
Есть и альтернатива украинской ГТС. Например, Венгрия получает половину российского газа через "Турецкий поток", теоретически может довести эту долю до 100 процентов. Если расширить мощности, которые из Турции ведут в Венгрию, Австрию и другие страны Центральной и Восточной Европы, можно полностью обеспечить их потребности за счет этого направления. 15 миллиардов кубов в год, о которых говорилось выше — это меньше пропускной способности одной нити "Турецкого потока". Конечно, это потребует времени и дополнительной работы, через Украину проще и дешевле. Но вариант нельзя полностью сбрасывать со счетов.
Вообще, цена вопроса — главная тема, которую стоит обсуждать, если речь идет об отказе Европы от украинского транзита. Альтернатива, бесспорно, найдется — в мире растет производство сжиженного природного газа. Крупнейшие производители — США, Катар, Австралия — вводят новые мощности по производству и регазификации, только с 2025 по 2027 год их прирост составит примерно 150 миллиардов кубометров.
Но рынок СПГ весьма ненадежен. Цены на нем могут резко меняться в зависимости от множества факторов. Принцип простой: газ уходит к тому, кто больше и быстрее заплатит. Если в ближайшие годы Азия нарастит спрос — а этого ожидают многие специалисты — она начнет активно перекупать СПГ. Уже были прецеденты, когда танкеры, следующие в Европу, разворачивались в Азию. Тогда европейцев ожидают дефицит и подорожание.
Есть и другие производители — например, канцлер ФРГ Олаф Шольц надеется на сотрудничество с Нигерией. Эта страна — лидер в Африке по запасам "голубого топлива". Однако свой СПГ она уже распределила по контрактам, и эти объемы придется так же перекупать. А трубопроводов (морских или сухопутных) оттуда в Европу нет, и с учетом ценовой нестабильности и сохранения направления на декарбонизацию вряд ли инвесторы решатся в них вкладываться в обозримом будущем.
Между тем, спрос на газ в Европе падает в течение всего 2022-го и первых девяти месяцев 2023-го. Есть вероятность, что региону удастся вовсе обойтись без украинских поставок, сохранив, помимо собственной добычи, небольшой ручеек через Турцию и получая остальное в виде СПГ по непредсказуемым ценам. Но тогда о развитии собственной промышленности лучше забыть — компании уже переносят бизнес туда, где ситуация с энергообеспечением более понятна. И это, пожалуй, самая высокая цена, которую Европе придется заплатить за отказ от стабильных дешевых российских поставок.