С августа долги по кредитам начнут собирать совсем по-другому
Эксперт Мехтиев: новый закон о взыскании долгов не решит проблем с кредиторами
Эльман Мехтиев
Основатель сервиса “Кредчек”
Читать на сайте 1prime.ru
МОСКВА, 1 авг – ПРАЙМ. С 5 августа вступают в силу изменения в закон о защите прав и интересов физических лиц, устанавливающие требования к кредитным или микрофинансовым организациям, которые взаимодействуют с должниками напрямую или через сообщения.
Так, кредитная организация или МФО в ходе возврата просроченной задолженности должна:
- обладать оборудованием для записи и хранения информации;
- вести аудиозапись всех случаев взаимодействия с должниками и предупреждать их об этом в начале беседы, а также хранить на электронных носителях аудиозаписи до истечения не менее 3 лет;
- уведомлять ФССП о наличии оборудования и программного обеспечения.
Кредитные и микрофинансовые организации также обязаны хранить на бумажном носителе и в электронном виде все документы до истечения не менее трех лет со дня их отправления или получения.
Как ни странно, но изменения, вступающие в силу 5 августа, меняют ситуацию только в некоторых моментах надзора за взысканием просроченной задолженности и ничего существенно не меняют в ограничениях по количеству звонков, смс и визитов, а также – в регулировании "серых" зон в этой сфере.
С момента вступления 230-ФЗ – так называемого "закона о коллекторах" - в 2017 году все профессиональные коллекторские организации должны соблюдать требования, которые сейчас распространены и на банки, и на МФО.
При этом МФО выполняли большинство этих требований в силу наличия стандартов в части взыскания просроченной задолженности. До вступления в этом году изменений ФСПП могла требовать наличия записи разговоров и прочих "новелл" 2024 года только от поднадзорных службе коллекторских организаций. Все остальные были обязаны отвечать только в случае поступления в ФССП обращения физического лица в рамках 59-ФЗ - "закона об обращениях".
То есть, если коллекторы уже много лет были обязаны хранить записи звонков, сделанных им должникам, в течение трех лет, а МФО – в течение шести месяцев, то банки могли сослаться на отсутствие записи, потому что разговоры записываются в целях контроля качества и нет обязанности хранить их.
Увы, но даже с учетом изменений закон, направленный на регулирование взаимодействия взыскателей и должников, не решает вопрос все более разрастающихся "серых" зон, так как построен на том, что надо "надзирать" только за некоторыми видами взаимодействия, не определяя при этом что есть "взаимодействие", а что - лишь "действие".
Это было актуально ещё при спорах о том, считать ли состоявшимся взаимодействием телефонный звонок, при котором должник взял трубку и молчит, а потом через несколько секунд бросает трубку. Коллекторы доказывали с записями в руках, что разговора не было, а должник и надзор ссылались на информацию от операторов связи о продолжительности звонка.
Это стало еще более "горячей темой", когда ради сокращения расходов взыскатели начали массово применять роботов с элементами искусственного интеллекта, а должники – использовать тех же роботов в качестве ассистентов.
И теперь закон не дает ответа, считать ли разговор двух роботов взаимодействием, хотя при желании должник точно так же, как и раньше, может "наказать" взыскателя, приложив к жалобе в ФССП выписку от оператора связи о количестве и продолжительности звонков. Регулируется не деятельность в сфере взысканию в целом, а лишь защита прав физлиц в этой сфере. И никто не определяет, как быть с теми, кто обещает списание долгов через составление за деньги жалоб в госорганы, оставляя должников один на один с такими неподнадзорными никому "раздолжнителями".
Есть ли свет в конце туннеля?
На рассмотрении в Госудуме находится еще один законопроект (№366704-8), который позволит ФССП истребовать сведения из БКИ и о операторов связи, чтобы выявить нарушения законодательства, если звонки делаются с неустановленных номеров или "на другом конце провода" забыли представиться. В случае принятия он "закроет" для недобросовестных взыскателей эти "опции", но вероятно всплывут другие возможности для нарушений.
Автор - Эльман Мехтиев, основатель сервиса “Кредчек”
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.