МОСКВА, 18 ноя — ПРАЙМ. Профицит на рынке платины в будущем году снизится до 543 тысяч унций, следует из обзора, подготовленного экспертами "Норникеля" и ICBC Standard Bank на основе анализа мировых экономических и отраслевых данных.
Предложение платины, говорится в обзоре, восстановилось в этом году после прошлогоднего падения благодаря растущему производству в ЮАР. При этом индустриальный спрос ослаб в связи с уменьшающимся рынком автомобилей на дизельных двигателях в Европе и Индии, а также общим падением продаж автомобилей в мире. Использование платины в ювелирном секторе также сократилось в этом году, в основном из-за сильного падения спроса в Китае. В результате профицит на рынке платины составил 741 тысячу унций.
"В следующем году прогнозируется сокращение перепроизводства платины и снижение профицита до 543 тысяч унций. Если спрос со стороны инвесторов останется сильным, то рынок может достичь баланса или даже перейти в дефицит. Сокращению профицита также способствуют усилия производителей дизельных автомобилей, направленные на соответствие новым экологическим требованиям", — отмечают эксперты.
В то же время на рынке палладия наблюдается дефицит, который был несколько смягчен в этом в году за счет выпуска аффинированного металла из незавершенного производства, накопленного производителями ЮАР в прошлом году, но в следующем году, полагают эксперты, этот дефицит усилится в связи с постепенным восстановлением автомобильного производства. Ожидается, что это произойдёт благодаря мерам государственной поддержки продаж автомобилей в Китае, а также усилиям автопроизводителей, направленным на соответствие новым законодательным требованиям.
И в дальнейшем на рынке палладия прогнозируется превышение потребления над производством — вплоть до 2025 года.
"Это связано, в первую очередь, с увеличением количества металла, используемого в катализаторах машин с двигателями внутреннего сгорания, в том числе гибридов. Законы о выбросах выхлопных газов подлежат ужесточению каждый год, особенно в таких густонаселенных странах, как Китай, Индия, США и членах ЕС", — говорится в отчете.
"В долгосрочной перспективе прогнозируется потребность в существенном дополнительном производстве палладия, которое может быть обеспечено за счет строительства новых проектов его ключевыми участниками и переработки вторичного сырья", — отмечают аналитики.
ДЕФИЦИТ НИКЕЛЯ
Из отчета также следует, что эксперты ожидают структурный дефицит на рынке никеля после 2020 года. В ближайшее время существующий баланс на рынке радикально не изменится. Его сохранению будет способствовать текущий рост производства чернового ферроникеля в Индонезии, увеличение поставок никелевой руды из Филиппин, Новой Каледонии и Гватемалы. "Однако после 2020 года с большой долей вероятности рынок ждет структурный дефицит", — говорится в материалах.
Согласно оценке компании, в 2020 году дефицит на рынке никеля составит порядка 28 тысяч тонн против 67 тысяч тонн, ожидающихся в текущем году (по итогам 2018 года дефицит составил 160 тысяч тонн).
Отмечается, что уходящий 2019 год ознаменовался масштабными торговыми войнами, которые привели к изменениям, как на локальных, так и внешних рынках. Рынок АТР стал ключевым для производства и потребления никеля. Агрессивный рост выплавки нержавеющей стали (в структуре мирового спроса более 70% никеля приходится на эту отрасль) в Индонезии вызвал защитные действия КНР в виде импортной пошлины на этот товар. Это вынудило индонезийские компании искать другие рынки сбыта в регионе и сосредоточить усилия на выпуске никелевого чугуна (NPI) для поставок в Китай.
По мнению экспертов, демпинговая политика со стороны азиатских производителей стали, протекционистские меры со стороны США вынуждают локальных игроков предпринимать защитные меры против импорта нержавеющей стали и провоцируют полномасштабную перестройку на локальном рынке. В частности, снижение стоимости ломов в Европе явилось дополнительным стимулом для замещения чернового ферроникеля. Рост переработки ломов, в свою очередь, является позитивным фактором для "Норникеля" (лидера в производстве высокосортного никеля, 50% поставок цветных и драгметаллов которого приходится на рынки Европы).
Эксперты "Норникеля" также наблюдают сохраняющийся рост спроса со стороны производителей аккумуляторных батарей. При этом нет уверенности в том, что анонсированные планы по наращиванию мощностей по выпуску чернового ферроникеля в Индонезии смогут в перспективе удовлетворить растущий спрос. Дополнительную интригу вносит решение властей Индонезии о досрочном запрете на экспорт никелевых руд, что добавляет рынку волатильности.