Интервью

Рынок IPO для небольших сделок теперь существует

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 16 ноя — ПРАЙМ, Илья Нестеров. Рынок первичных размещений акций (IPO) для небольших по объему сделок теперь существует, что показал пример девелоперской группы "Самолет". Об этом, а также о том, как изменит рынок акционерного капитала розничный инвестор, о новом понятии для компаний covid winners, о состоявшихся и будущих сделках в интервью "Прайму" рассказал соруководитель управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитала" Борис Квасов.

- Девелоперская группа "Самолет" вышла на биржу 29 октября. Расскажите, пожалуйста, об этой сделке. Почему компания решила выйти на рынок с довольно небольшим объемом?

— Компания изначально ориентировала инвесторов на двухэтапный процесс выхода на рынок акционерного капитала. На первом этапе группа продала около 5%, а на горизонте следующих 1,5-2 лет планирует сделать более крупную транзакцию с привлечением более широкого круга инвесторов.

По результатам сделки компания, во-первых, получила котировку на Московской бирже, и, во-вторых, попала на радары широкого круга инвесторов. В рамках маркетинга IPO мы общались с большим количество институциональных инвесторов, которым была интересна как сама компания, так и отрасль, в которой она работает. Но из-за сравнительно небольшого объема размещения не все из них сейчас смогли инвестировать в акции группы в рамках сделки. Тем не менее, когда компания придет к ним через, скажем, 1,5 года, инвесторы будут намного комфортнее себя чувствовать с точки зрения доверия менеджменту и компании в целом. У них будет возможность сопоставить прогнозы и фактическую ситуацию на момент SPO, понять, насколько менеджмент готов работать в рамках того плана, который они озвучивают.

Помимо этого, публичность компании дисциплинирует менеджмент. "Самолет" рассматривает возможность реализации системы мотивации сотрудников, которая может быть привязана в том числе к стоимости акций, и для этого необходимо обращение акций компании на бирже. В идеальном мире стоимость акционерного капитала — это независимая и адекватная оценка тех усилий, которые менеджмент вкладывает в бизнес. Не всегда это так работает на практике в силу непредсказуемости рыночных условий, но в целом это правильная стратегия. 

- Каковы особенности реализации сделки такого небольшого объема?

— Де-факто, это клубное IPO с точки зрения институционального инвестора, но вполне полноценная сделка с точки зрения розничного спроса. 

То, что IPO сравнительно небольшого объема в $40 млн было реализовано — уже большой успех, особенно принимая во внимание тот факт, что последний день сбора заявок на IPO "Самолета", стал одним из худших на российском фондовом рынке в этом году — снижение российских индексов достигало 5%. 

Учитывая объем сделки и резкое ухудшение ситуации на рынках, институциональный спрос был ограничен. В итоге около 70% спроса было от розничных инвесторов, 30% — от институциональных. 

Эта транзакция отчасти меняет всю парадигму, в которой рынок существовал до этого: инвестбанки всегда говорили клиентам, что размещение акций должно быть не ниже определенного объема, чтобы заинтересовать широкий круг инвесторов и закрыть сделку. Де-факто это означало, что IPO как продукт для небольших компаний в нашей стране закрыт. Да, "Самолет" – это крупная компания, но у нее было небольшое размещение. Успешная реализация сделки позволяет нам говорить о том, что рынок IPO для небольших компаний и небольших сделок теперь существует. 

- Институциональные инвесторы, обеспечившие 30% спроса на IPO "Самолета", — это все был российский спрос?

— Это был преимущественно российский спрос. Сделка такого формата в меньшей степени интересна крупным международным инвесторам в силу того, что у них есть определенные требования относительно абсолютного размера транзакции и ликвидности. Когда мы запускали сделку, мы понимали, что международный спрос здесь будет по определению ограничен, и это не стало для нас сюрпризом.

- Вы изначально ожидали, что розничные инвесторы выкупят такую большую долю, или это стало для вас сюрпризом?

— Мы рассчитывали, что розничные инвесторы сыграют значительную роль. "Самолет" знаком данному классу инвесторов, так как у компании есть рублевые облигации с привлекательной даже по российским меркам купонной доходностью. ВТБ Капитал организовывал для компании несколько выпусков облигаций, и мы видели повышенный интерес к ним со стороны инвесторов-физлиц. Соответственно мы понимали, что выпуск акций компании тоже найдет поддержку у этого класса инвесторов. 

Если облигации привлекают купонной доходностью, то акции "Самолета", помимо прочего, заинтересовали инвесторов своей дивидендной доходностью.  Компания планирует выплачивать как минимум 5 миллиардов рублей дивидендов в год, что обеспечивает минимальную дивидендную доходность около 8,5% по цене размещения. Это чуть ниже, чем текущая доходность по облигациям "Самолета", однако у инвесторов в облигации нет возможности в полной мере участвовать в росте компании. Для многих розничных инвесторов участие в IPO стало альтернативой инвестирования в долговые инструменты "Самолета".

- Возможно ли в будущем будет заложить такую же высокую долю розничных инвесторов при подготовке других подобных сделок? 

— Я бы говорил не про долю, а про абсолютные объемы, на которые имеет смысл ориентироваться. 

70% розничного спроса в крупной сделке – это маловероятный сценарий. Но сейчас мы видим, что в наших сделках спрос со стороны этого класса инвесторов исчисляется миллиардами рублей, такого не было не было полгода назад. Это новая реальность, которую мы можем проецировать на наши последующие транзакции.

- По вашему прогнозу, какой объем сделок российского ECM рынка ожидается по итогам 2020 года?

— По нашим оценкам, на данный момент было привлечено уже около $7 млрд, что примерно сопоставимо с уровнем 2017 года. Эти два года выделяются на фоне последних пяти-семи лет, то есть в этом году мы наблюдаем рекордные объемы, и очень надеемся, что эта тенденция сохранится.

- До конца года еще могут быть сделки на рынке?

— У нас есть ряд ECM-сделок в проработке, в том числе IPO. Конечно, специфика нашего бизнеса такова, что можно долго планировать, но потом буквально за неделю все может поменяться. Если никаких негативных изменений не будет, мы надеемся до конца этого года еще реализовать несколько транзакций. 

- Как в этом году изменился Ваш pipeline? Появились ли в нем какие-то новые имена, возможно, какие-то имена были исключены из него?

— Безусловно наши планы претерпели определенные изменения в марте этого года, когда мы столкнулись с новой реальностью и рынок закрылся. Но, к счастью, за несколько месяцев все нормализовалось и появилось такое понятие как covid winners — это компании, которые получили выгоду от случившейся пандемии. 

Сейчас в портфеле проектов преобладают те компании, которые в той или иной степени смогли получить преимущества в текущей ситуации. Конечно, в перспективе этот эффект станет менее выраженным. Мы надеемся на нормализацию ситуации и планируем реализовать в следующем году те сделки, которые отменились из-за covid-19.

Сейчас мы уже не говорим про окна для размещений, скорее про «форточки». Все наши сделки долго и кропотливо готовятся, и чтобы этим маленьким окном воспользоваться, нужно начинать подготовку уже сейчас. На подготовку уходят месяцы, а окно может длиться две недели.

Состоявшиеся в октябре сделки не могли бы быть реализованными, если бы мы начали их готовить, например, в сентябре. Все они готовились достаточно долго.

- Компании из каких секторов экономики в вашем pipeline?

— У нас есть компании из потребительского, горнодобывающего сектора, компании, связанные с высокими технологиями и интернетом и прочие. Список достаточно широк. Я бы не ограничивался covid winners. Тот же "Аэрофлот" — он очевидно не covid winner во всей этой ситуации, однако с акциями именно этой компании мы реализовали одну из крупнейших сделок в нашей стране за последнее время. 

- Вы сказали, что на примере "Самолета" инвесторам интересны девелоперы. Кого-то еще из этой отрасли можно ждать на рынке? 

— У нас есть диалог в том числе с компаниями из этой индустрии, потому что сектор недвижимости сейчас на подъеме. У нас рекордно низкие ипотечные ставки, спрос растет. Из-за реформы отрасли, связанной с эскроу-финансированием, немного поменялся профиль рынка, ряд мелких игроков уходит, соответственно освобождается ниша, которую занимают крупные игроки, наращивая объемы бизнеса.

На стадии маркетинга сделки "Самолета" мы увидели, что данная отрасль вызывает очень живой интерес у инвесторов. Основной риск, о котором все говорят, как долго этот платежеспособный спрос будет сохраняться, но мы видим, что государство заинтересовано в поддержке сектора и спроса. Строительство — это отрасль, которая дает вклад в ВВП с большим мультипликационным эффектом.

- Ваши планируемые сделки все готовятся на Московской бирже или на иностранных площадках? 

— Среди сделок, которые мы планируем, есть как транзакции на Московской Бирже, так и на иностранных площадках. При этом, если эмитент все-таки выбирает иностранную биржу, Московская Биржа всегда идет как дополнение.  

Нужно также смотреть и на специфику отрасли, если это компания из сферы hi-tech или интернет, то есть определенная логика в размещении на американских площадках, в силу наличия там специализированных инвесторов, заинтересованных во вложении в отрасль.

Если мы говорим про более стандартные индустрии, то большого смысла выходить на иностранную платформу мы не видим. Тот доступ к институциональным инвесторам, который дает сейчас Московская биржа, абсолютно соответствует иностранным аналогам. 

Кроме того, Москва дает дополнительный доступ к российским розничным инвесторам, чего в полном объеме не дает, например, та же Лондонская биржа.  По опыту последних транзакций, спрос от розничных инвесторов — большая движущая сила, игнорировать которую было бы неправильно, поэтому мы, наблюдаем, что те компании, у которых раньше был листинг только за рубежом, теперь получают вторичный листинг в России.

- Недавно уже 15-я компания с бизнесом в РФ и листингом за рубежом провела вторичный листинг на Московской бирже. Остались ли еще претенденты на вторичный листинг в Москве, консультируете ли кого-нибудь? 

— Есть еще ряд компаний с российским бизнесом, но без листинга в России. К нам обращались некоторые компании, которые еще не получили листинг в Москве, диалог идет.  

- Расскажите, пожалуйста, о сделке "Совкомфлота". Почему размещение, которое готовилось более 10 лет, решено было провести в коронакризисный 2020 год?

— Тут мы возвращаемся к теме covid winners — "Совкомфлот" именно такая компания. У них по результатам первого полугодия были рекордные финансовые показатели. На фоне низкой цены на энергоносители, которую мы наблюдали в первом полугодии 2020 года, очень сильно возросли ставки на фрахт. В танкерах стали не только возить нефть, но и хранить ее. 

Сделка готовилась давно и осмысленно. Компания так или иначе рассматривала возможность выхода на рынок акционерного капитала в последние несколько лет. Это был сознательный выход, которому предшествовала очень большая работа, как с точки зрения подготовки сделки, так и с точки зрения диалога с инвесторами, который менеджмент совместно с банками вел на протяжении нескольких лет.

Это был продуманный шаг, и, на мой взгляд, сделка прошла успешно. Да, была определенная волатильность в начале торгов, но сейчас динамика акций Совкомфлота лучше, чем показатели российского рынка в целом. Во-первых, это говорит о качестве книги заявок, которая была собрана, и, во-вторых, о сильных фундаментальных показателях компании.

- Как сама компания восприняла снижение цены после размещения?

— Наверное, это озадачило всех участников процесса, но волатильность снизилась, бумага показывает положительную динамику, организаторы и компания довольны сделкой. Мы смогли привлечь $500 млн по хорошей цене, и в условиях непростой рыночной конъюнктуры, открыли рынок IPO, который был, по сути, закрыт с 2017 года.

- Как Вы считаете, снижение цены акций "Совкомфлота" после IPO может повлиять в будущем на спрос розничных инвесторов в других сделках?

— Как мне кажется, IPO нужно оценивать в более долгосрочной перспективе, а не на горизонте нескольких недель торгов. Исходя из текущих котировок "Совкомфлот" сейчас дает в долларах 7-8% дивидендную доходность, и инвесторы не могут этого не заметить. 

Если говорить про розничных инвесторов в целом, то мы видим, что их доля заметно возросла как в объеме торгов, так и в наших сделках. Мы понимаем, что спрос с их стороны в транзакциях на рынках акционерного капитала будет исчисляться миллиардами рублей и это новая реальность. Они принимали участие во всех последних сделках октября — "Совкомфлоте", "Аэрофлоте", "Самолете", и мы рассчитываем, что эта тенденция сохранится.

- Вы говорили, что доля розницы была незначительной в сделке "Аэрофлота".

— Она была незначительной с точки зрения всего объема сделки, который составляет 80 млрд рублей, но речь все равно идет о миллиардах рублей. Опять же, не стоит забывать, что "Аэрофлот" уже торгуется на рынке, поэтому инвесторы-физлица могли удовлетворить интерес к акциям компании и на открытом рынке. 

- Стоит ли ожидать в ближайшем будущем другие большие приватизационные сделки?

— Если говорить про транзакции на рынках акционерного капитала, то на данный момент в среднесрочном pipeline у нас нет приватизационных сделок. При этом рынок в целом открыт. Как мы видим, инвесторам абсолютно комфортно покупать те или иные компании, в которых государство является одним из акционеров. 

Обсудить
Рекомендуем