МОСКВА, 28 дек - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Главная задача в экономике России на 2017 год - достижение цели по инфляции в 4%, а на перспективу - разработка стратегии развития страны до 2025 года, которая должна вывести Россию на темпы экономического роста выше мировых. В будущем году также инвесторам будут предложены госпакеты акций российских компаний, а Банк России планирует завершить очистку банковского сектора от недоброcовестных игроков. Простых граждан страны ожидает очередное повышение тарифов на коммунальные услуги.
КУРС НА 4%
Правительство РФ намерено уже к концу 2017 года снизить темпы инфляции до 4%. Такая стратегическая цель денежно-кредитной политики ЦБ уже заложена в федеральном бюджете. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, это единственный параметр, которого России необходимо достичь для формирования практически идеальной макроэкономической ситуации.
Как сообщил Росстат на минувшей неделе, с начала года этот показатель достиг 5%. "В 2016 году замедление инфляции оказалось более существенным, чем все ожидали год назад. Поэтому, хотя наш прогноз на 2017 год - 4,5-5%, не исключено, что в запланированные правительством рамки уложиться все же удастся", - рассуждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Главным фактором, который может помешать этим планам, он считает цены на нефть. Если они опять упадут, это резко ослабит рубль и, как следствие, разгонит инфляцию.
Однако значение этого фактора не следует переоценивать: на данный момент эксперты ожидают стабилизации нефтяного рынка в 2017 году около текущих уровней. "Значимого роста не будет, поскольку сокращение добычи невелико, а роста мировой экономики, способного вызвать скачок спроса на энергоносители, не ожидается. Кроме того, при превышении планки в 60 долларов за баррель может начать расти добыча сланцевой нефти в США", - отмечает заведующий кафедрой экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Устюжанина.
Поэтому наиболее вероятный диапазон цен на нефть в 2017 году - 50-60 долларов за баррель, добавляет эксперт.
При таких параметрах ЦБ сможет держать инфляцию под контролем. В случае достижения прогнозных или близких к ним показателей регулятор может дальше снижать ключевую ставку, что благотворно отразится на стоимости кредитов. Кроме того, невысокая предсказуемая инфляция очень важна для экономического роста, отмечает Гурвич.
Однако, уточняет он, одно лишь достижение запланированного показателя вовсе не означает, что экономика сама собой начнет расти. Необходим целый комплекс мер со стороны властей, подчеркивает он. В их числе - продолжение здоровой бюджетной политики, повышение доверия к правительству и решение проблем рынка труда, который начал сокращаться из-за демографических факторов.
СТРАТЕГИЯ-2025
В послании к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поручил правительству вместе с представителями бизнес-сообщества разработать стратегию экономического развития России до 2025 года. Главная задача плана - вывести Россию на темпы экономического роста выше мировых уже на рубеже 2019-2020 годов.
"Минэкономразвития и Минфин уже начали эту работу, присоединился Центр стратегических разработок Кудрина, Столыпинский клуб. Да и в самом послании к Федеральному собранию положено начало налоговой дискуссии, итоги которой войдут в стратегию. Предположительно к маю, как поручил президент, рамочные контуры документа будут созданы", - комментирует советник Института современного развития Никита Масленников.
В то же время он предостерегает экспертное сообщество от "нефтеценовой эйфории". Действительно, если нефть будет дорожать, страна быстрее достигнет роста в 1-,1,5% ВВП. Однако это лишь означает, что мы быстрее упремся в потолок своего потенциального роста - подняться выше 2% ВВП не удастся без структурных изменений. Не помогут ни запланированные 4% по инфляции, ни бюджетная дисциплина.
Поэтому главной задачей стратегии станет четкое выстраивание приоритетных структурных реформ. Основное внимание будет уделено повышению эффективности государственных расходов и их сокращению. Будут предложены шаги для преобразования секторов, которые поглощают максимальный объем государственных средств. Это, в том числе, пенсионная система и госзаказ.
Кроме того, важно выстраивать диалог между бизнесом, властью и гражданским обществом, добиваясь взаимного доверия, отмечает Масленников. "Отсутствие такого доверия, рутина и инертность госуправления - вот главные риски, которые могут помешать этому диалогу. Мир стремительно меняется, и может получиться так, что мировая экономика уйдет вверх, а Россия по-прежнему будет увязывать свой рост с нефтяными ценами", - добавляет он.
ПРИВАТИЗАЦИЯ "СОВКОМФЛОТА" и ВТБ
В 2017 году будет продолжена приватизация госсобственности. В бюджет-2017 заложены довольно скромные доходы от этих сделок - 138 млрд рублей. От приватизации 10,9% акций ВТБ планируется получить 95 млрд рублей и 24 млрд рублей - от 25% минус одна акция "Совкомфлота". Для сравнения, в 2016 году бюджет получил только от продажи госпакетов "Башнефти" и "Роснефти" более 1 трлн рублей.
"ВТБ и «Совкомфлот» - это переходящие пакеты активов, приватизация которых была запланирована на 2016 год. Однако ситуация в экономике не ухудшилась, цены на нефть стабилизировались на приемлемых отметках, и продажа активов была перенесена", - напоминает профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Г.В. Плеханова Сергей Орлов.
Цифра в 138 млрд рублей, конечно, скромная для бюджета. Однако, судя по всему, дело не только в деньгах, но и в улучшении общего делового климата и привлечении дополнительных инвестиций для развития указанных компаний. Наиболее привлекательным активом является, считает Орлов, является "Совкомфлот", специализирующийся на перевозке энергоносителей.
По его мнению, основными потенциальными инвесторами станут зарубежные партнеры. Что касается "Совкомфлота", это могут быть крупные нефтетрейдеры или представители мировых нефтяных и газодобывающих компаний.
Минэкономразвития считает, что в 2017 году можно дополнительно получить до 500 млрд рублей, если снизить участие государства в таких компаниях как РЖД, Новороссийский морской торговый порт (НМТП), а также приватизировать акции Сбербанка. Оценка Минфина - 300 млрд рублей в год. Министерство предлагает снизить долю государства в ряде компаний до блокирующей. Однако пока правительство согласовало лишь приватизацию "Совкомфлота", НМТП и ВТБ.
По остальным активам дискуссии продолжаются. Так, пока открыт вопрос о приватизации 8-процентного пакета акций "Алросы" после 10,9%, проданных в 2016 году. Нет информации и о продаже еще 10% "Роснефти". На данный момент не планируется и выход из контроля над "Сбербанком". В РЖД также назвали сокращение 100-процентной на сегодня доли государства нецелесообразной.
В ближайшей перспективе решения приняты не будут. На фоне улучшения нефтяной конъюнктуры целесообразности в поспешной продаже нет. Тем более, если этому мешают объективные обстоятельства, считает Орлов. Пакет "Сбербанка" продавать перед президентскими выборами точно не стоит. Что касается других активов - все будет зависеть от экономической ситуации, но, в любом случае, уверен он, это не окажет серьезного влияния на сложившуюся структуру экономики.
ОКОНЧАНИЕ "ЧИСТКИ" БАНКОВ
ЦБ планирует к 2017 году завершить реформу банковского сектора. С начала 2016 года регулятор уже отозвал лицензии примерно у 100 банков, что сопоставимо с уровнем прошлого года. Всего за три года было отозвано порядка 300 лицензий.
При этом только за этот год возбуждено более 100 уголовных дел в отношении сотрудников и топ-менеджеров лишившихся лицензии кредитных организаций. Наиболее значимые - в отношении КБ "Внешпромбанк" и КБ "Анталбанк", сообщили в Агентстве по страхованию вкладов.
К моменту прихода в Банк России нынешнего руководителя Эльвиры Набиуллиной регулятор выявил около 150 банков, регулярно проводивших сомнительные операции. После трехлетней "чистки" банковского сектора глава ЦБ сообщила, что таких осталось не более десяти.
"Теперь этому процессу не помешает ничто - денег в Фонде страхования вкладов хватит с запасом. При этом всегда сохраняется возможность безлимитного рефинансирования у ЦБ, - говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Уже проведена огромная работа, для завершения которой потребуется совсем немного времени".
По его мнению, "под ударом" оказались банки, не сумевшие перестроить ментальность. Многие из них давно и хорошо работают, но вовремя не меняют концепцию развития и тактику управления. Тосунян при этом не исключает, что ЦБ слишком категорично поступает с такими игроками, и следовало бы с помощью кураторов "подсказывать" им, как перестроить работу для достижения рентабельности. Тем более, в ряде регионов по-прежнему не хватает банков.
Однако президент АРБ уверен, что "чистка" пошла на пользу рынку, а уход игроков с не всегда прозрачным происхождением капиталов только добавил доверия к банкам. Хотя многие клиенты все же опасаются масштабного отзыва лицензий. Успокаивающим факторов для клиентов банков является то, что после завершения реформы на рынке останутся лишь те игроки, которым действительно можно доверять.
Банковский сектор также ожидает очередного снижения ключевой ставки - ЦБ рассмотрит этот вопрос уже в первом полугодии. Это должно привести к снижению ставок по кредитам и, в свою очередь, способствовать ускорению темпов роста ВВП. Рост ставок по депозитам, по прогнозам регулятора, напротив, замедлится до 7-9% с 10-15% в 2016 году. Население, как прогнозируют эксперты, отойдет от сберегательной модели и начнет тратить сбережения, что также пойдет на пользу экономике.
ТАРИФЫ БУДУТ РАСТИ
Тарифы естественных монополий в 2017 году вырастут сопоставимо прогнозной инфляции - на 4%. По большинству компаний этот показатель уже утвержден. Основной рост придется на тарифы ЖКХ, которые будут проиндексированы с 1 июля. Наиболее значительно подорожает "коммуналка" в Москве - на 7%, а тарифы на горячую воду в столице вырастут даже на 10,6%, из-за чего в среднем расходы москвичей увеличатся на 155 рублей с человека.
Среди лидеров по росту тарифов также Санкт-Петербург, Камчатка и Якутия. Минимальная индексация традиционно предусмотрена для ряда кавказских республик. Так, в Северной Осетии она составит 2,5%, в Кабардино-Балкарии и Дагестане - 3,3%.
"Разница объясняется региональными особенностями. Например, в Москве много лет из городского бюджета гражданам компенсировали часть тарифов ЖКХ. Однако из-за кризиса бюджетные вливания минимизируют. В целом темпы роста по регионам зависят от потребностей в инвестициях и плажеспособности населения - обычно ищут некий компромисс", - поясняет директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов.
По его словам, наиболее существенным в итоге окажется подорожание электроэнергии - тарифы вырастут на 6,5-7%. Это связано с тем, что сейчас компании должны обеспечивать возврат средств инвесторов, приток которых в отрасль в последние годы был существенным. В 2017 году масштабные инвестиции в коммунальный сектор не планируются, а инфраструктуру необходимо улучшать, отмечает Долматов. Поэтому те, у кого есть необходимые ресурсы, могут вкладывать средства в модернизацию и расширение мощностей, а остальные вынуждены компенсировать расходы за счет роста тарифов.