МОСКВА, 3 мар - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Главными пострадавшими от отзыва лицензий у трех банков Татарстана стали предприятия, у которых там были счета. Речь идет примерно о 60 млрд рублей. Компаниям, связанным с Татарстаном, принадлежало 40% акций Татфондбанка. На этом фоне "Опора России" поднимает вопрос о необходимости страхования средств на счетах малого и среднего бизнеса, а аналитики ждут новой волны панических настроений. "Эффект домино" может распространиться и на другие банки региона.
Банк России с 3 марта отозвал лицензии у татарстанских Татфондбанка, Интехбанка и "Анкор банка". Этим трем игрокам принадлежало около четверти активов банковского сектора Татарстана. Самым крупным из них был Татфондбанк - по данным БИР Аналитик, на 1 сентября 2016 года он занимал 43 место в банковской системе России с активами в размере 218,8 млрд рублей, собственные средства - 29,4 млрд рублей, вклады населения - 75,5 млрд.
В качестве причин регулятор во всех случаях указал неисполнением кредитной организацией законов, регулирующих банковскую деятельность. Татфондбанк допустил снижение значений нормативов достаточности капитала ниже 2%, а также снижение размера капитала ниже минимума. Интехбанк неадекватно оценивал риски и полностью утратил собственный капитал. "Анкор банк" оказался неспособен удовлетворить требования кредиторов. Финансовое оздоровление Татфондбанка и Интехбанка "на разумных экономических условиях" не представлялось возможным из-за низкого качества их активов, указал регулятор.
По словам ведущего аналитика рейтингового агентства "Эксперт РА" Марии Зининой, Татфондбанк достаточно давно испытывал проблемы с ликвидностью и капиталом, что негативно отражалось на других менее крупных аффилированных с ним банках, которые предоставляли ему ликвидность. В частности, по этой причине вместе с Татфондбанком лицензии лишился и Интехбанк. "Паника вкладчиков региона, возникшая после введения моратория на удовлетворение требования кредиторов Татфондбанка в декабре 2016 года, могла спровоцировать и потерю ликвидности Анкор банка, что привело к отзыву его лицензии", - отметила она.
Кроме того, сообщалось, что Татфондбанк мог быть держателем облигаций принадлежащего РПЦ банка "Пересвет" на сумму около 5 млрд рублей, что составляет около 18% от капитала Татфондбанка. После введения временной администрации в "Пересвете" в октябре прошлого года облигации этого банка обесценились, что могло спровоцировать потерю ликвидности Татфондбанка.
Однако, по мнению исполнительного вице-президента Ассоциация российских банков Эльмана Мехтиева, конкретное событие могло быть лишь спусковым крючком, вызвавшим неуправляемую для теперь уже бывшего менеджмента ситуацию. На самом деле, проблемы банка спровоцировал комплекс причин. "Ситуация с банками в целом тяжелая. Нельзя сказать, что у Татарстана есть какая-то особая специфика, это касается всех регионов. До определенного момента удается держаться на грани между необходимостью вмешательства надзорной организации и самостоятельным урегулированием проблем, но если где-то их долго сдерживать, то они прорываются разом", - сказал он.
В конце прошлого года ЦБ возложил на АСВ функции временной администрации по управлению Татфондбанком сроком на шесть месяцев, а также ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Позднее временная администрация была введена в Интехбанке и ряде других кредитных организаций.
Власти региона и вкладчики до последнего надеялись на санацию Татфондбанка. В ней могла принять участие группа компаний ТАИФ и еще ряд структур, заявил в конце февраля в интервью РИА Новости глава республики Рустам Минниханов.
По словам Зининой, в республике Татарстан наблюдается классический "эффект домино", который может распространиться и на прочие банки региона. "Несмотря на то, что стресс в значительной степени был отыгран после установления моратория в Татфондбанке, локальным банкам, вероятно, предстоит столкнуться с новой волной панических настроений, поскольку введение временной администрации еще оставляло надежду на санацию и частично смягчало негативный информационный фон", - считает она.
ЧТО ПОЛУЧАТ ПОСТРАДАВШИЕ
Как сообщается на сайте регулятора, все три кредитных организации являлись участником системы страхования вкладов. Введение моратория - страховой случай, после него началась выплата возмещения вкладчикам Татфондбанка (с 26 декабря) и Интехбанка (с 12 января). В Агентстве по страхованию вкладов сообщили, что выплаты продолжатся на основании закона о страховании вкладов.
По мнению руководителя группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрея Пискунова, физлица, чьи вклады застрахованы, получат полагающееся по закону возмещение без проблем. По его оценке, роль Татфондбанка в бюджетной сфере республики незначительна. В основном расчеты ведутся через "Ак Барс" и крупные федеральные банки. Татфондбанк не предоставляет услуг бюджету и отзыв у него лицензии вряд ли скажется на работе госслужб и обязательных выплатах кредиторам, поставщикам, получателям бюджетных средств и пособий.
"Если ущерб для бюджета республики и будет, то минимальный. Конечно, правительство Татарстана было акционером «Татфондбанка», и изменение стоимости его бумаг может негативно отразится на балансе республики. Однако это богатый субъект, у которого практически полностью отсутствует коммерческий долг и один из крупнейших в РФ суверенных бюджетов, поэтому в целом ситуация будет стабильной", - уверен он.
О финансовом благосостоянии республики свидетельствует и наличие в ней немалого количества банков. Поэтому доля Татфондбанка перейдет отчасти к "Ак Барсу", который активно работает на розничном рынке Татарстана, участвует в ряде правительственных программ, в том числе, по электронным платежам, а отчасти - к федеральным банкам, представленным в регионе филиальной сетью - ВТБ, Сбербанк. Много и региональных банков, которые с удовольствием "подхватят" освободившуюся часть рынка.
По оценке международного рейтингового агентства Fitch, "Ак Барс" потенциально способен выдержать отток 20% вкладов в случае волнений среди клиентов после отзыва лицензий у трех региональных банков.
К числу наиболее пострадавших от отзыва лицензии у Татфондбанка эксперты относят юрлиц - представителей малого и среднего бизнеса, у которых были там счета. По оценке члена инициативной группы клиентов Татфондбанка предпринимателя Александры Юмановой, денежные средства в Татфондбанке держали около 35 тысяч юридических лиц, ориентировочно это около 60 миллиардов рублей. В банке "зависли" средства предпринимателей в размере от 300 тысяч до нескольких десятков миллионов рублей у каждого. Среди клиентов банка много сельхозпредприятий, организаций ЖКХ, предприятий бюджетной сферы.
По мнению аналитика международного рейтингового агентства Moody's Марии Малюковой, 40% акций банка принадлежало компаниям, связанным с Татарстаном.
Крупный бизнес также размещал средства в Татфондбанке. Так, по информации на конец декабря 2016 года у "Татнефти" в банке находилось около 5,4 миллиарда рублей. Компания намерена требовать возврата средств в рамках законодательства о банкротстве.
По мнению Пискунова, никаких волнений со стороны бизнеса ждать не стоит, поскольку негативная информация по Татфондбанку шла давно, и ситуация во многом была отыграна. Если у банка были клиенты-юрлица, продолжавшие держать там средства, то это был их личный коммерческий риск. При принятии таких решений предприниматель всегда взвешивает все "за" и "против", и выбирает либо стабильность с менее выгодными условиями, либо риски, но по более выгодным ставкам, добавил он.
В Кремле заявили, что не сомневаются во взвешенности решений ЦБ по банкам Татарстана. Центробанк учитывает все необходимые аспекты с точки зрения финансовой и банковской стабильности, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В свою очередь, "Опора России" на фоне ситуации с банками в Татарстане обратится к главе ЦБ с просьбой ввести страхование средств на счетах малого и среднего бизнеса - хотя бы до 1,4 млн рублей, как у физических лиц.