Статья

Спасти нельзя похоронить. Времени на решение судьбы "Вим-Авиа" все меньше

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 30 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Ситуация с авиакомпанией "Вим-Авиа", прекратившей полеты из-за финансовых проблем, близится к разрешению. Как сообщил глава Минтранса Максим Соколов, министерство дало поручение Росавиации рассмотреть план бизнесмена Бориса Карлова по выводу авиакомпании из кризиса и представить свою позицию властным структурам. 

На данный момент кредиторская задолженность "Вим-Авиа", по данным Росавиации, составляет около 10 млрд рублей, из которых около 7 млрд рублей — перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами. Сообщалось, что Карлов и его компания Aurora Investments совместно с банками-кредиторами и сотрудниками финансовой дирекции "Вим-Авиа" представили Минтрансу и Росавиации план выхода из кризиса. Подробной информации по плану пока нет, известно лишь, что он рассчитан на три месяца. 

Минтранс поручил Росавиации рассмотреть план Карлова по спасению "ВИМ-Авиа"

По словам министра, для выработки позиции Росавиации необходимо понимание готовности инвесторов вкладываться в спасение компании. В зависимости от дальнейшего развития ситуации, сертификат эксплуатанта "Вим-Авиа" может быть восстановлен. 

На минувшей неделе в авиакомпании произошли кадровые перестановки. Ее гендиректором назначен Вячеслав Кононенко, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора по оперированию "Трансаэро". Прежнего гендиректора "Вим-Авиа" Александра Кочнева суд отправил под домашний арест. 

КАК СПАСАТЬ КОМПАНИЮ

Опрошенные "Прайм" эксперты разошлись в оценке перспектив и необходимости спасания компании. "При наличии у инвестора достаточной суммы денег, осуществить реанимацию "Вим-Авиа", выведя ее из текущего состояния "искусственной комы" вполне возможно", - уверен исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. 

Логика предельно  простая – нужно, во-первых, достаточно оперативно урегулировать вопрос с кредиторами, поскольку без этого даже те самолеты, которые не возвращены, лизингодателям и не задержаны за неуплату, не смогут подняться в небо. Второй вопрос – урегулировать взаимоотношения с персоналом, который остается в компании - людям надо выплатить долги по зарплате и удержать коллектив. Третье – убедить, помимо кредиторов, еще и чиновников в том, что предложенный план реалистичен и не приведет в случае реализации к проблемам с безопасностью полетов, а также не будет в ущерб интересам пассажиров, пояснил он.  

Новым гендиректором "ВИМ-Авиа" назначен Вячеслав Кононенко

Проще говоря, важно договориться с заинтересованными сторонами и показать серьезность намерений, что должно подтверждаться большими инвестициями. По ряду оценок, нужно не менее 2 млрд рублей, чтобы удовлетворить самые острые претензии  со стороны поставщиков услуг. Затем необходимо переформатировать бизнес компании, сократить парк, чтобы снизить издержки и сконцентрироваться на наиболее потенциально доходных направлениях бизнеса.  Судя по информации в СМИ, предложенный план спасения "Вим-Авиа" как раз объединяет все это, отметил Пантелеев.

СРОКИ

По его словам, действовать нужно максимально быстро. После приостановки свидетельства эксплуатанта у перевозчика есть около трех месяцев для восстановления операционной деятельности. Иначе лицензию автоматически аннулируют, и юридическое лицо будет уже не авиакомпанией. После этого никакого смысла восстанавливать что-либо не будет. Кроме того, нельзя растерять ценный высококвалифицированный персонал, прежде всего, летный состав. Без зарплаты и перспектив люди долго не выдержат, а свободных вакансий на сегодняшнем рынке достаточно.  

При этом с точки зрения рынка было бы хорошо успеть поднять самолеты на новогодние праздники, являющиеся у нас "высоким сезоном". Но для этого уже надо договариваться с заказчиками рейсов. "Полагаю, что если в ближайший месяц не последуют какие-либо конкретные шаги со стороны потенциального инвестора, дальше возобновление деятельности компании пойдет куда как сложнее", - предположил Пантелеев. 

ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ

В свою очередь, главный редактор портала "Авиа.Ру" Роман Гусаров полагает, что сейчас ни рынку, ни регуляторам, ни пассажирам спасение "Вим-Авиа" не нужно. "По большому счету, как выяснилось, оно не нужно даже ее владельцам. Чудес не бывает, да и зачем? Можно сколько угодно держать безнадежного больного на аппаратах искусственного дыхания, но здоровее и сильнее он от этого не станет", - рассуждает эксперт. По его мнению, рынок все расставил по своим местам, и сейчас единственное, что может спасти перевозчика – появление благотворителя, готового безвозмездно подарить компании 10-15 млрд рублей. 

Бизнесмен Карлов предложил авиавластям план вывода "ВИМ-Авиа" из кризиса

При этом уход "Вим-Авиа" не окажет серьезного влияния на рынок регулярных перевозок, отметил Гусаров. Он напомнил, что компания резко наращивала объемы на фоне общей стагнации. Например, в 2016 году, когда не рос никто, они выросли на 30%. "Понятно, что эту долю у кого-то "откусили", доведя пассажиропоток до 2 млн пассажиров в год. Но по результатам нынешнего года это не более 2% всего объема перевозок, да и то без учета иностранных авиакомпаний. Такую долю заместят довольно легко и быстро", - считает эксперт. 

Возможен лишь некоторый ажиотаж вокруг чартеров весной, когда начнется активный туристический сезон. Но и этого можно избежать, если туроператоры уже сейчас прикинут будущие объемы и разместят заявки, чтобы авиакомпании успели нарастить парк широкофюзеляжных магистральных самолетов, возможно, переведя на себя часть парка той же "Вим-Авиа". Конечно, турбизнес будет недоволен ростом цен на авиаперевозки, поскольку так, как "Вим-Авиа" больше никто не демпингует. Но это не должно сильно удорожить турпакет. Доля перелета в нем не так велика, и компании, желающие удержаться на плаву, будут экономить на чем-то другом, уверен эксперт. По его мнению, в большей степени на цену туров повлияют валютные курсы. 

Обсудить
Рекомендуем