МОСКВА, 24 дек — ПРАЙМ. Российские авиакомпании заканчивают 2019 год так и не получив обещанных компенсаций от государства за резкий рост цен на авиатопливо и приостановку полетов в Грузию. Решения по обоим вопросам перенесены на следующий год, но эксперты сомневаются, что перевозчики дождутся всех ожидаемых денег.
Вопрос "керосиновых субсидий" остро стоял уже в 2018 году. Тогда стоимость авиатоплива резко выросла. По расчетам Минтранса, удорожание топлива могло обойтись перевозчикам дополнительно в 50 миллиардов рублей. По оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет 27 российских авиакомпаний и авиапредприятий), операционные убытки авиакомпаний к концу 2018 года из-за роста стоимости керосина могли составить 37-39 миллиардов рублей.
Минтранс РФ предлагает выделить на компенсации за авиакеросин 23,5 миллиарда рублей, при этом замминистра Александр Юрчик отмечал, что выплаты могут быть растянуты по времени. Методика распределения средств обсуждается: сначала появилась информация о том, что приоритет получат перевозчики с наибольшим количеством внутренних рейсов, позднее — что средства распределят в зависимости от объема закупленного и заправленного в стране топлива.
Министр транспорта Евгений Дитрих в конце ноября говорил, что выплаты субсидий авиакомпаниям могут начаться в 2019 году, но основная часть выплат состоится в 2020 году. Однако выплат в текущем году так и не случилось. Уже в декабре министр заявил, что вопрос о компенсациях авиакомпаниям за рост цен на авиакеросин будет вновь поднят в первом квартале будущего года.
При этом первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в октябре заявлял, что правительство РФ будет анализировать реальные потребности авиакомпаний в компенсациях по топливу, их убытки были связаны не только с ценами на авиакеросин, но и с другими причинами, в том числе аэропортовыми сборами, издержками. "Там надо еще внутри компаний серьезно покопаться", — отмечал он.
МИМО ГРУЗИИ К НОВЫМ КОМПЕНСАЦИЯМ
На 2020 год перенесено и решение по компенсациям авиакомпаниям за приостановку рейсов в Грузию. Грузино-российские отношения обострились после того, как в Тбилиси опротестовали визит российских депутатов, которые принимали участие в международной конференции православия. Столицу Грузии в июне текущего года захлестнули акции протеста.
Читайте также: Палладий побил исторический рекорд и готов к новым вершинам>>
На этом фоне президент РФ Владимир Путин подписал указ, запретивший отечественным авиакомпаниям воздушные перевозки граждан из России в Грузию с 8 июля и рекомендовавший туроператорам и агентам не продавать путевки в эту страну.
После этого и российские, и грузинские авиакомпании прекратили взаимные полеты. Грузия была популярным направлением для россиян: в международных аэропортах в Тбилиси и Батуми зафиксировали рекордное сокращение пассажиропотока за последние 10 лет.
Финансовые потери авиакомпаний от приостановки полетов оказались немалыми. Официальной информации о том, сколько именно потеряли перевозчики, не было. Некоторые СМИ сообщали о сумме в 3,2 миллиарда рублей. А, по словам гендиректора "Уральских авиалиний" Сергея Скуратова, только один этот авиаперевозчик из-за приостановки полетов в Грузию не продал билетов на 1 миллиард рублей.
ТОПЛИВО – ВОЗМОЖНО, ГРУЗИЯ – ВРЯД ЛИ
Пока авиакомпании сомневаются, что деньги за отмененные рейсы в Грузию вообще будут выделены. Сомневаются и эксперты.
"Что касается компенсации за Грузию, я вообще с трудом представляю, чтобы она была корректно рассчитана и доведена до авиаперевозчиков. Думаю, что этого не произойдет", — сказал исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Что произошло за 2019 год с железнодорожным транспортом >>
"Мы понимаем, что никакого отношения к авиационной составляющей эта ситуация не имеет, и авиакомпании, как только будет принято решение — по большому счету политическое — будут готовы возобновить полеты, аэропорты, соответственно — прием и отправку рейсов. Новогодний сезон уже потерян. Зимой в Грузию большого турпотока, может быть, и нет, но с наступлением весны, конечно, было бы для авиакомпаний большим подарком получить это традиционно востребованное направление и включить его в маршрутные сети", — добавил он.
Относительно компенсаций за топливо Пантелеев настроен более оптимистично. "Было бы резонно ожидать, что в правительстве доведут начатое до логического завершения, и компенсацию за топливо в обозначенных масштабах, то есть более 20 миллиардов рублей, все-таки предоставят авиаотрасли, и это будет нелишней поддержкой", — сказал он.
Немалая часть из денег, которые правительство выделит на компенсацию за авиатопливо, вернется государству в виде налога на прибыль, напомнил эксперт. "А когда речь идет об "Аэрофлоте", то еще и в виде дивидендов", — заключил Пантелеев.
ЦЕНЫ
В 2018 году власти РФ и нефтяные компании подписали соглашение по стабилизации рынка топлива, оно действовало до 30 июня 2019 года, после чего было решено его не продлевать. Теперь сдерживать рост цен на бензин будут специальные налоговые механизмы, в частности так называемый демпфирующий акциз. В общих чертах, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли.
В начале декабря глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что власти РФ выбрали правильную тактику для стабилизации цен на топливо: рынок сегодня стабилен, а рост цен на топливо существенно отстает от темпов инфляции.
По его словам, ситуация с ценами на топливо в РФ будет стабильной на протяжении всего 2020 года с учетом планового роста инфляции.