МОСКВА, 5 фев - ПРАЙМ. Доходы бюджета РФ от налогообложения нефтяной отрасли сократятся на 3,1 трлн рублей в случае снижения среднегодовой цены на нефть до 40 долларов за баррель со 100 долларов; при снижении цены до 50 долларов сокращение составит 2,1 трлн рублей, говорится в авторской статье директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Ильи Трунина.
"При снижении в 2015 году средней цены нефти со 100 долларов до 50 долларов за баррель выпадающие доходы бюджета только от нефтяных налогов, по нашим оценкам, могут составить около 2,1 триллиона рублей, а при более серьезном падении цены, до 40 долларов в среднем за год, доходы бюджета могут снизиться уже на 3,1 триллиона рублей, что составляет 14% и 21% запланированных доходов федерального бюджета соответственно", - говорится в статье, опубликованной в четверг в газете РБК
Трунин отмечает, что налогообложение нефтяной отрасли в России устроено таким образом, что в условиях высоких цен бюджет забирает себе основную долю дополнительной выручки нефтяников. "Но и при снижении нефтяных цен потери также несет в первую очередь бюджет", - пишет он.
"Как ни парадоксально, именно эта особенность современной российской налоговой системы, на жесткость которой нефтяники жаловались на протяжении всего периода ее существования, существенно смягчает негативный эффект падения цен (на нефть - ред.) для отрасли", - пишет Трунин.
При этом, по расчетам Минфина, недополученная EBITDA отрасли после принятия налогового маневра и снижения цен на нефть колеблется от $0,5 до $1 на баррель при цене нефти 60 долларов и 40 долларов соответственно.
Нефть дешевеет более чем на 3% на данных по запасам в США >>
"Налоговый маневр в условиях снижения цен на нефть не приводит к реализации системных рисков в секторе нефтедобычи в среднесрочном периоде (1-2 года), а отрасль вместе с тем располагает достаточными финансовыми ресурсами для поддержания добычи на текущем уровне. Этот вывод очень важен – в краткосрочном периоде основная часть рублевых потерь от снижения нефтяных цен приходится на федеральный бюджет.
Помимо прочего, именно это обстоятельство – главное обоснование выбранной модели формирования резервных стабилизационных фондов и оно же отлично объясняет, почему средства этих фондов нецелесообразно тратить на поддержку нефтегазовой отрасли в периоды низких цен",- считает Трунин.