МОСКВА, 22 апр — ПРАЙМ, Анна Подлинова. В воскресенье, когда торговые площадки были закрыты, колумнист Washington Post написал статью, где со ссылкой на двух чиновников Госдепартамента США сообщил о готовящемся полном запрете на импорт иранской нефти. По его данным, госсекретарь Майк Помпео в понедельник объявит об этом решении, которое вступит в силу со 2 мая.
США в прошлом году в одностороннем порядке вышли из ядерной сделки с Ираном и вновь ввели санкции против Тегерана. Тогда Помпео заявил, что их цель — снизить экспорт нефти из Ирана до нуля. Для ряда стран (Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции) США установили исключения, то есть обязались до определенного времени не вводить против них санкции за покупку иранской нефти в определенных объемах. Текущие исключения действуют до мая.
На открытии торгов понедельника цены на нефть подскочили на 3%, пробив отметку в 74 доллара за баррель Brent. Если информация американской газеты подтвердится, дефицит нефти на рынке может увеличиться в 2-3 раза, что подстегнет рост цен на нефть, который может составить до 10 долларов за баррель, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. На этом фоне продление сделки ОПЕК+ не будет иметь смысла.
ЗАПРЕТ ВЕДЕТ К ДЕФИЦИТУ
Вероятный запрет на импорт нефти из Ирана – событие ожидаемое, об этом уже неоднократно сообщалось, в мае истекает срок предоставления исключений, напоминает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.
Тем не менее, он является ключевым фактором для дальнейшего роста цен, так как падение поставок из Венесуэлы уже учтено рынком, а потенциал снижения добычи в рамках ОПЕК+ ограничен, замечает аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук.
По мнению ведущего аналитика по нефтегазовой отрасли ИК "Велес Капитал" Александра Сидорова, возможный запрет увеличит дефицит нефти на рынке в 2-3 раза и резко подстегнет цены на нефть. Если запрет будет введен, то текущий дефицит на мировом рынке нефти в 800 тысяч баррелей в сутки удвоится или утроится, так как с рынка уйдет 1-1,5 млн баррелей в сутки иранской нефти. Снижение предложения вызовет бурный рост котировок.
"Около 10 долларов на этом событии цена на нефть прибавит", — полагает он.
Рынок уже готовится: Brent прибавила 3 доллара на ожиданиях введения запрета, добавляет Сидоров.
БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА И ОПЕК+
По мнению Кравчука, своими действиями США ориентируются, прежде всего, на политические цели, пытаясь доставить серьезные экономические проблемы недружественному Ирану. По его прогнозу, в краткосрочной перспективе нефть Brent способна достигнуть диапазона 75-76 долларов за баррель, однако про большее пока говорить рано. Если полный запрет на экспорт из Ирана все же будет введен, то страны-участники соглашения ОПЕК+ непременно захотят воспользоваться ситуацией и увеличить поставки на мировой рынок. Ранее Россия уже намекала, что продление сделки на вторую половину года может не состояться, что приведет к возвращению нефтяных цен ниже 70 за баррель, считает он.
Политика США — борьба за долю на рынке нефти, впрочем, как и у остальных участников, замечает Крылова. "И, да, все это в той или иной мере спекуляции", — отмечает она.
По прогнозу Крыловой, краткосрочно роста выше 73-74 долларов за баррель ожидать не стоит, так как запрет ожидается рынком. О долгосрочных перспективах стоит вообще говорить с осторожностью, так как, невзирая на санкции США на иранскую нефть, со второго полугодия 2019 года цена на нефть может упасть до 55 долларов за баррель. Это ожидается из-за ухудшения мировой экономики, падения глобального спроса на нефть, наращивания добычи сланцевиками США, поясняет она.
Рассуждая про сделку ОПЕК+, Крылова отмечает, что при текущих ценах ее нет смысла продлевать. Если же ее решат продлить, то с изменением квоты в сторону уменьшения, например, на 500 тысяч баррелей в сутки, уточняет она.
По мнению Сидорова, у США нет причин расшатывать рынок, им нужна низкая цена на нефть.
"Пока нет официального заявления, пока это слухи, мы не можем говорить, что США расшатывают рынок. Сам запрет для США – нерационален, потому что он приведет к росту цен, когда США нужно обратное", — отмечает он.
Говоря о перспективах ОПЕК+, эксперт считает, что страны-участницы соглашения нарастят добычу, как это было в апреле-октябре 2018 года, так как из-за введения запрета дефицит станет слишком большим. При этом Сидоров уверен, что сделку отменять не будут, так как она позволяет быстро реагировать на рыночную конъюнктуру и заставляет цены на нефть расти.