МОСКВА, 30 дек — ПРАЙМ. После 10 лет снижения потребления алкоголя в России на фоне пандемии и падения реальных доходов населения с 2020 года россияне пить стали больше. Как следствие, начал расти теневой сегмент рынка алкогольной продукции. Чем это чревато для экономики и что с этим делать – разбирается заместитель директора Центра развития потребительского рынка Школы управления Сколково Лейла Шамузова.
Важно отметить, что доля потребляющих пиво увеличилась, в основном, за счет молодежи (на 8 п.п.); доля потребляющих водку в возрасте с 45 до 54 лет выросла на 11 п.п., а среди потребителей 55 лет и старше – на 20 п.п., в основном, за счет смещения выбора в сторону более дешевой продукции. Изменение структуры потребления в сторону роста доли слабоалкогольных напитков остановилось, стало увеличиваться потребление крепкого алкоголя.
Наблюдаемая картина показывает, что структура потребления алкоголя сейчас напрямую зависит от возраста человека и от уровня его доходов. При этом факторы, способствующие росту теневого рынка, по сути, не изменились. Более актуальным стал фактор падения доходов населения и роста потребительских цен, вынуждающий людей экономить и осознанно выбирать более дешевую, соответственно, менее качественную и менее безопасную алкогольную продукцию
Теневой рынок
Увеличению нелегального производства и оборота способствует высокая стоимость легального алкоголя в сравнении с нелегальным, рост популярности магазинов "у дома", баров-"наливаек", где сложно проводить контроль продукции, а также сохраняющийся спрос на покупку алкоголя в ночное время.
Пандемия послужила толчком к росту спроса на онлайн-продажи алкоголя, запрещенные законодательством. В 2021 году в среднем в месяц "доставку алкоголя" в "Яндексе" искали 134 тыс. раз. Также, по подсчетам экспертов Центра, в ноябре 2021 года количество поисковых запросов "самогонный аппарат купить" в "Яндексе" показало резкий рост и составило 186 тыс., что почти на 60 тысяч запросов больше среднемесячного показателя 2021 года.
Оценки размеров нелегальных интернет-продаж разнятся. Так по данным Group-IB объем интернет-продаж в 2021 году составил 2,7 млрд руб., в то время как эксперты потребительского рынка, по данным Центра Сколково, оценивают онлайн продажи алкоголя в 11 млрд руб.
Сейчас важно всерьез обратить внимание на нелегальный оборот алкоголя, снижение гарантий качества, безопасности для потребителей, которых становится все больше.
Ведь теневой рынок, очевидно, порождает серьезные экономические риски: государство ежегодно недополучает акцизы на сумму, превышающую 84 млрд рублей.
Обостряются и социальные риски. Наиболее актуальный — избыточная смертность, связанная со злоупотреблением алкоголя. В 2020 году этот показатель вырос на 6,3%.
Изучив статистику за 20 лет, можно отметить, что пики смертности от злоупотребления алкоголя приходятся на праздничные дни с максимумом в новогодние дни. С 2000 по 2019 год избыточная смертность в этот период достигала 89 тыс. человек.
При этом максимальное потребление алкоголя приходится на децильные группы с самым низким и самым высоким доходом. Кроме того, имеющиеся данные о детской смертности от отравлений алкоголем показывают, что количество детей в возрасте 0–14 лет, погибших от алкоголя в новогодние праздники с 2011 по 2019 год, превышает 4 тыс. человек.
Таким образом можно четко видеть, что теневой рынок алкоголя находится в зоне, недоступной контролирующим органам — с точки зрения оценок и мониторинга. С учетом этого, а также наряду с действующими нормами необходимы иные, более эффективные меры и инструменты контроля теневого рынка алкоголя, так как его существование обходится слишком дорого для государства.