МОСКВА, 2 янв — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. "Газпром готов поставлять дополнительные объемы газа в Европу в рамках долгосрочных контрактов и дешевле спота, заявляют представители газового холдинга. Однако в первую очередь сами европейские потребители должны быть готовы увеличить закупки, говорят опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Вместе с тем, проблема российского газа в ЕС осложняется тем, что участники конфликта общаются в разных плоскостях мировоззрения, и пока это так, "дамоклов меч" будет нависать над стабильностью поставок.
"Газпром" и раньше, и сейчас готов поставлять дополнительные объемы газа в рамках действующих долгосрочных контрактов, и цена этих поставок существенно ниже, чем на споте", — заверил в декабре представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.
ПОЛЕТЫ ЦЕН
Рост цен на газ в Европе начался с весны, когда средняя цена на споте по индексу TTF колебалась в диапазоне 250-300 долларов за тысячу кубометров, в последние дни лета стоимость контракта с поставкой "на день вперёд" превысила 600 долларов, а уже в начале октября перешагнула порог в 1000 долларов. За декабрь она подскакивала вдвое, а потом резко падала.
Полеты цен на газ на европейском рынке потрясают воображение, отмечает эксперт фондового рынка Николай Подлевских. Можно обсуждать причины столь стремительной смены настроений покупателей и цен на спотовом рынке газа, тем более важных событий, способных повлиять на цены, хватает.
"Но также достаточно и усиленных воспаленным воображением игроков планов поставщиков по возможным изменениям сложившихся конфигураций на газовом рынке. Так, рынки с гипертрофированной чувствительностью воспринимают любые заявления, исходящие от руководства России или "Газпрома", — говорит Подлевских.
ГОТОВА ЛИ ЕВРОПА
Европейские потребители должны быть готовы увеличить закупки. В последней декаде декабря многие покупатели газа в ЕС снизили объемы в заявках, так как полностью "выбрали" объемы, закрепленные в долгосрочных контрактах с "Газпромом" и не готовы покупать газ по высоким ценам на споте, объясняет заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Однако, вероятно, уже в начале наступающего года потребители увеличат заявки, нарастив покупки по долгосрочным контрактам, цены по которым остаются существенно ниже стоимости газа на споте, предполагает он.
Сами представители "Газпрома" заявляют, что в первую очередь нужны соответствующие заявки со стороны потребителей в рамках долгосрочных контрактов, соглашается аналитик ФГ "ФИНАМ" Сергей Кауфман.
"Увеличение добычи для дополнительных поставок также может потребоваться, особенно учитывая высокий спрос внутри страны из-за холодной погоды. При этом запуск "Северного потока-2" совершенно необязателен, так как даже сейчас свободных мощностей через "Ямал-Европу" или ГТС Украины более чем достаточно", — убежден он.
Потенциально для увеличения поставок в Европу, конечно, необходим запуск "Северного потока-2", или загрузка других маршрутов: газопровода "Ямал-Европа", системы БТГ или украинского транзита — в зависимости от того, откуда поступят заявки. При этом СП-2, по мнению Кондратьева, остается лучшей альтернативой — как с экологической (низкие выбросы СО2), так и с экономической (наиболее высоким остается спрос в Северо-Западной Европе, которая является целевым рынком для СП-2) точки зрения.
Увеличение поставок потребует наращивания добычи в России — у "Газпрома" есть свободные мощности на Ямале (Бованенково), позволяющие достаточно быстро это сделать, полагают эксперты.
ВЗГЛЯД ПОД ИНЫМ УГЛОМ
Могло бы в ЕС оказаться больше газа от "Газпрома"? Могло бы, однако вряд ли окажется, считает в свою очередь начальник Управления аналитических исследований ИК "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.
Сложившаяся ситуация подсвечивает несколько важных моментов. "Во-первых, запасов газа не настолько мало, чтобы в нынешних условиях возник реально существенный риск оставить потребителей без тепла и света; в крайнем случае, при плохом метеосценарии, за счёт внутриевропейских интерконнекторов можно перебросить газ в дефицитный регион, пусть это и будет дорого", — рассуждает аналитик.
Во-вторых, ситуация с низкими запасами возникла из-за сравнительно редко встречающегося длительного периода низкой выработки на объектах ветро- и гелиогенерации. Прошлой зимой они долгое время практически стояли. И в этом году длительных периодов активной работы было немного, что привело к существенному отбору из ПХГ, который не был скомпенсирован поставками, разъясняет он.
В-третьих, проблемы на энергорынке, даже вызванные слишком быстрым энергопереходом, не приведут к торможению этого перехода, поскольку "для существенной части элит — это долгосрочная основополагающая цель, а нынешние проблемы — краткосрочные". И потому ответом на них, как считает Александров, с высокой вероятностью станет увеличение активности программ по вводу объектов ВИЭ.
НЕ ТОЛЬКО ПОЛИТИКА
И наконец, спор вокруг российского газа, по мнению эксперта, принял острый характер не только из-за политических противоречий последних лет, но и из-за того, что за ним скрывается серьёзный конфликт разных формаций индустриальных и политических элит.
"Аргумент о том, что энергия является безусловной ценностью, даже если получена из носителя старого типа, на этом этапе не актуален, и такая энергия может быть приговорена к отмене, так же как большевики в первые месяцы своего руководства приговорили к отмене деньги", — рассуждает аналитик.
Таким образом, проблема российского газа в ЕС осложняется тем, что участники конфликта общаются в разных плоскостях мировоззрения. "Пока этот момент не будет улажен, "дамоклов меч" будет нависать над стабильностью поставок», — резюмирует Александров.